Новости KPRF.RU
Дмитрий Новиков на Первом канале рассказал, в чём состоит отличие патриотов России от «катакомбных» коллаборантов и выразил отношение к философу Ильину - симпатизанту Муссолини и Гитлера


Патриотов среди публичных фигур в России становится всё больше. Чтобы эта тенденция ...

К.К. Тайсаев посетил посольство КНДР


26 апреля 2024 г., координатор депутатской группы дружбы с Парламентом КНДР, Первый ...

Владимир Кашин выступил на заседании Совета законодателей по вопросу реализации Государственной программы «Комплексное развитие сельских территорий»


26 апреля Заместитель Председателя ЦК КПРФ, Председатель Комитета по аграрным вопросам, ...

Санкт-Петербург. Н.М. Харитонов принял участие в заседании Совета законодателей


Мероприятие прошло 26 апреля в Санкт-Петербурге. В повестке дня – актуальные ...

Зампред Комитета Госдумы по защите семьи Мария Дробот посетила пензенскую школу №58


Во время своего визита в Пензу член Президиума и секретарь ЦК КПРФ, заместитель ...

Архивы публикаций
«    Апрель 2024    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930 
14 фев 17:02в области

«Сибирский дед». Судьба Нестора Каландаришвили

Сложной и противоречивой была жизнь коммуниста-большевика Нестора Александровича Каландаришвили. Родился он в 1876 г. в селе Шемокмеди Кутаисской губернии в семье разорившегося дворянина. Окончив сельскую школу, Кутаисскую гимназию, поступил в Тифлисскую семинарию. Учеба была прервана службой в армии с 1895 по 1897 годы. После армии продолжал учебу в семинарии. Попал под влияние эсеров. Вел пропагандистскую работу среди крестьян и солдат, за что был исключен из учебного заведения.

«Сибирский дед». Судьба Нестора Каландаришвили

Затем следуют годы скитаний и поисков правды жизни. В Батуми работал учителем, потом конторщиком на предприятиях Ротшильда. Постоянно сталкиваясь с произволом нефтепромышленников, владельцев заводов, нещадной эксплуатацией рабочих, он все больше отдавал себя революционной деятельности.

Первая русская революция все активнее втягивала Нестора Александровича в борьбу против царизма; он выполняет задание по связи Батумского с Кавказским союзным комитетом РСДРП, участвует в проведении митингов, распространении нелегальной литературы, отправке оружия для боевых дружин. А в дни вооруженного восстания в Батуми боролся на баррикадах, потом в провинции вел партизанскую войну с карательными отрядами.

Осенью 1908 года Нестор решил скрыться от преследования жандармерии и уехать в Японию. С большими трудностями добрался до Иркутска. Здесь он получил известие, что товарищи сумели выкупить его дело по обвинению в вооруженной борьбе против царизма. Нестор решил остаться в Иркутске. Познакомился с большевиками, связался с грузинским землячеством в Черемхово. Но не дремлет и жандармерия. Особенно тяжелым был арест в 1913 году. 10 месяцев просидел Каландаришвили в одиночной камере. Его пытались обвинить в намечавшемся покушении на иркутского генерал-губернатора Селиванова. Благо защита и свидетели доказали невиновность Каландаришвили.

В России произошла Февральская революция. Нестор Каландаришвили на собраниях и митингах резко критиковал политику эсеров и меньшевиков, поддерживал лозунг большевиков о переходе власти Советам. Это уже был его практический отход от анархизма.

27 октября 1917 г. в Иркутск поступили первые известия об Октябрьской революции. Нестор Александрович встретил ее восторженно.

«Октябрьская революция была яркой звездой, приковавшей к себе все мое могущество, - писал он потом. - Я ринулся в водоворот революционной жизни с бесповоротным решением посвятить все свои способности, знания и самую жизнь борьбе за провозглашенные Октябрем лозунги «Полного политического и экономического освобождения», «Свобода, равенство и братство или смерть» - иного выбора я себе представлять не мог».

На мировоззрение Каландаришвили в то время большое влияние оказали видные большевики Б. Шумяцкий, П.Постышев, М.Трилиссер. У Н.А. Каландаришвили в среде большевиков была партийная кличка – «Сибирский дед».

8 декабря 1917 г. в Иркутске вспыхнул контрреволюционный мятеж. Каландаришвили становится в первые ряды защитников Советской власти. Он быстро сформировал красногвардейский отряд. В него влилась часть грузинской дружины, а также группа Черемховских красногвардейцев. Отряд стал называться Тихвинским – на этой центральной площади города он принял боевое крещение.

17 декабря 1917 г. мятеж был подавлен. Ревком заметил личную храбрость, опыт ведения боя, уменье руководить людьми и организаторские способности Каландаришвили. И когда в начале 1918 г. создавались резервы для защиты власти Советов, Нестора Александровича назначили командиром первого кавалерийского дивизиона, в состав которого влилась большая часть бойцов Тихвинского отряда.

19 февраля 1918 г. перед дивизионом выступил С.Лазо. Он объяснил обстановку в Восточной Сибири и призвал бойцов быть готовыми к защите Советской власти. По поручению Иркутского ревкома он вручил бесстрашному командиру кавказскую саблю.

- Я надеюсь,- сказал Лазо,- в ваших руках она будет верно служить делу пролетарской революции.

- За родную Советскую власть,- говорил в ответном слове Нестор,- я буду драться до последней капли крови.

И действительно, четыре с лишним года, вплоть до своей гибели, Каландаришвили храбро сражался с врагами, всегда против них держал обнаженной эту кавказскую саблю. Каждый его поход, каждый бой – это славная страница в истории гражданской войны в Сибири. Расскажем лишь о некоторых.

Осенью 1918 г. отряд Каландаришвили совершил беспримерный 1000-километровый переход из Забайкалья через Монголию и Саяны и вышел в район Черемхово. Здесь «красные орлята» развернули свою боевую деятельность против колчаковских гарнизонов и карательных отрядов. В июле 1919 г. подпольный Иркутский губком РКП(б) предписал отряду Каландаришвили активизировать свою деятельность по линии железной дороги, а также расширить агитацию среди рабочих и крестьян.. Вскоре был взорван мост через реку Китой, полетел под откос курьерский поезд на ст. Батарейная, а всего за лето отряд организовал восемь крушений поездов с колчаковскими солдатами, офицерами и техникой.

В ночь с 12 на 13 сентября в Александровском централе(тюрьме) готовилась к отправке в г. Никольск-Уссурийский очередная партия политзаключенных- 400 человек. А всего в тюрьме содержалось свыше 3000 партийных, советских работников, активистов, пленных красноармейцев и партизан. Они подвергались пыткам, расстрелам, а часть заключенных отправлялась на восток, на расправу семеновцам. И вот подпольная большевистская группа Централа сообщила о готовящемся новом злодеянии колчаковцев.

Телефонная связь тюрьмы с Иркутском была перерезана. К открытым воротам «пересылки» подошла группа солдат и офицеров в колчаковской форме. Старший офицер назвал пароль. Охрана, полагая, что пришла караульная смена, пропустила переодетых партизан. Те, едва войдя во двор, обезоружили охрану и заперли ее в сарай. Партизаны стали выбивать двери в бараке. Солдаты, выскочившие из караульного помещения, открыли огонь. Тогда заработали партизанские пулеметы. Заключенные через выломленные двери и окна ринулись во двор и, вооружившись, помогли своим спасителям. Большинство из 420 освобожденных из тюрьмы вступило в отряд Нестора или в местные партизанские отряды.

После этого отряд Н.А. Каландаришвили, по указанию Иркутского губкома РКП(б), двинулся по Ангаре на соединение с отрядами Северо-Восточного фронта красных партизан. За 12 дней отряд прошел 500 км и вышел на Лену в районе Жигалово. По пути «красные орлята» разбили крупные карательные отряды Колодезникова и Копейкина.

Отряд Каландаришвили прошел через Баяндай, Качуг, Знаменку, Жигалово, Верхоленск и везде восстанавливал власть Советов. К нему присоединились местные партизанские отряды Мясникова, Полякова, Ф.Никундэ, К. Никундэ (Байкалова), А.Д.Мишарина.

24 декабря 1919 г. в Иркутске началось восстание против колчаковцев. Все партизанские соединения получили предписание двинуться к Иркутску. В начале января 1920 г. отряд Каландаришвили расположился в с. Хомутово. Это был резерв Советов.

21 января 1920 г. в Иркутске власть полностью перешла в руки большевистского ревкома. На следующий день была создана Восточно-Сибирская советская армия. Отряд Н.А. Каландаришвили вошел в ее состав отдельной боевой единицей.

Каландаришвили пришлось еще раз побывать на Лене. Он, как командующий Верхоленской группой войск, получил приказ преследовать полуторатысячный каппелевский отряд генерала Сукина, который северным путем стремился уйти в Забайкалье. Вместе с Братской партизанской дивизией Н.А. Бурлова Каландаришвили настиг генерала Сукина и у с. Бирюльки разбил его, остатки колчаковцев бежали в Забайкалье. Затем бригада Каландаришвили была направлена в Забайкалье на помощь народно-революционной армии ДВР.

Накануне наступления интернациональной бригады Каландаришвили над Могзоном появился японский самолет-разведчик. Но партизаны замаскировали свою подготовку к бою. Внешне на станции было как обычно. Стояли крестьянские лошади, дымились кухни, маршировали роты. И бронепоезд был на своем месте. Как и планировал командир, наступление для японцев и семеновцев было неожиданным… Линия фронта проходила у небольшого железнодоржного разъезда Гонгота – между станциями Могзон и Сохондо. Нестор Александрович со своим штабом разработали обстоятельный план. Эскадроны М. Асатиани и И. Кажана ночью обходным путем дошли до ст.Сохондо. На правом фланге заняли позиции эскадроны И.Строда и М.Церетели. Эскадроны венгра Я.Кирая и Забаева ушли в тыл противника. Вдоль железной дороги заняла позиции пехота. Скрыли свои позиции артиллерия и бронепоезд.

Утром 12 мая 1920г раздался оглушительный залп с бронепоезда «Коммунист». Это был сигнал к общему наступлению. Открыла огонь по засеченным точкам врага артиллерия, затрещали пулеметы. Пехота и эскадроны пошли в атаку.. И грянул бой Гонготский!

В воздухе стоял сплошной грохот. Каландаришвили с маузером в левой и шашкой в правой руке бежал впереди всех и увлекал за собой других.

- Вперед, товарищи!- звучал его призывный голос.- Бейте самураев и бандитов!

К вечеру бой затих. Интернационалисты значительно продвинулись к ст. Гонгота.

Ночь прошла тревожно. Обе стороны готовились к новому бою. Японцы ждали подкрепление. Но на подходе к ст. Сохондо их уничтожили эскадроны Кирая и Забаева. Они же спустили под откос японский бронепоезд.

С рассвета японцы открыли шквальный огонь, а потом пошли в атаку. Как вихрь им навстречу летели красные конники. Враг с горы открыл по ним сильный пулеметный огонь. Красные конники спешились и залегли с пехотинцами. В этот критический момент показался Каландаришвили. С шашкой и маузером он бросился в контратаку, бойцы двинулись за ним. Завязалась рукопашная схватка. Командир вскочил на коня.

-Вперед за мной, друзья! Ура!- крикнул он и устремился вперед.

Но вдруг он качнулся в седле и стал валиться с коня. Пули пробили герою обе щеки и левую ногу.. Но бой продолжался. И лишь когда наметилась победа, он дал согласие отправиться в госпиталь

Удар каландаришвилевцев по японцам и семеновцам был чувствительным и решительным. Вскоре японцы ушли из Забайкалья, семеновцы и каппелевцы под ударами отступили к границе Маньчжурии. Интернациональная бригада стала называться «Гонготская кавалерийская дивизия имени Каландаришвили». Многие командиры и рядовые были награждены орденами. За Гонготский бой был удостоен ордена Красного Знамени и Нестор Александрович Каландаришвили.

Была осень трудного 1920 года. Еще не утихли отголоски боев с колчаковцами. Стояли заводы и фабрики, разрушен железнодорожный транспорт, выведены мосты через крупные реки…

Поезд шел на запад. Двигался он медленно, долго. В вагоне следовала в Москву китайская военная миссия для переговоров с правительством РСФСР, а сопровождал ее красный партизанский командир Нестор Александрович Каландаришвили со своими боевыми друзьями. В Сибири его хорошо знали, и поэтому на крупных станциях выходило встречать Каландаришвили много народу. Нестор Александрович тепло приветствовал встречавших, рассказывал им о героической борьбе сибирских партизан с белогвардейцами и интервентами.

- Враг изгнан из Сибири,- с радостью говорил Каландаришвили,- но еще его нужно прогнать с Дальнего Востока.

Наконец поезд прибыл в Москву. На другой день сопровождавших его принял Ленин. Владимир Ильич подробно расспрашивал о людях отряда, их настроениях и нуждах. Ленину особенно понравилось, когда Каландаришвили сказал, что у него в отряде люди 18 различных национальностей, и все они дружны как братья, геройски сражаются за общее пролетарское дело

- Вот Кура Магомед- дагестанец,- Нестор показал рукой на рядом сидящего,-я- грузин. Есть в отряде латыш Строд, венгр Ласло, кореец Нам Ман Чун.

- 18 национальностей в одном отряде,- повторил Ленин. – В этом наша сила, и такого дружного многонационального народа никогда не одолеет никакой враг, я в этом уверен.

Затем Каландаришвили подчеркнул, что он считает себя коммунистом-большевиком и линию большевистской партии единственно правильной. Это же он подчеркнул и в Иркутске, когда вступал в партию. Вот его заявление, написанное в Иркутский губком РКП(б) в январе 1921 года: «Я три с лишним года всецело разделял принципы и методы партии, внося в общую борьбу посильную лепту и в то же время ни разу не переживая ни внутренней борьбы, ни душевного противоречия и всею душой отдаваясь этой работе. До сих пор я не имел времени и возможности об этом заявить публично и официально вступить в партию. Сегодня я заявляю, что больше я не анархист-коммунист, а коммунист-большевик, член РКП».

Иркутская парторганизация, учитывая большие заслуги Н.А. Каландаришвили в годы гражданской войны, его активную работу в рядах партии, беспрекословное исполнение ее воли, установила Н.А. Каландаришвили партийный стаж с 1917 года.

В октябре 1921 года Нестор Каландаришвили вторично побывал в Москве. Ездил он с отчетом о корейских революционных войсках, которыми командовал. В.И. Ленин узнал, что легендарный командир находится в Москве и, несмотря на свою большую загруженность, вторично пригласил его к себе на беседу. Вождю было известно, что после первой встречи Каландаришвили Н.А. стал большевиком, выдвинулся среди командиров Красной Армии как талантливый руководитель войск.

Это была задушевная и откровенная беседа. В ней Владимир Ильич подчеркнул,что одна из важнейших задач партии и народа- покончить с гражданской войной на окраинах и приступить к мирному строительству.

Возвратившись в Иркутск, Н.Каландаришвили получает новое ответственное задание, связанное с ликвидацией белогвардейского мятежа в Якутии. Он был назначен командующим советскими войсками Якутии и Северного края. Со своими боевыми соратниками он зимой 1921-1922 годов при 40-50-градусных морозах совершил трехтысячекилометровый переход. Но за деревней Техтюр, близ Якутска, штабной эскадрон во главе с Каландаришвили 6 марта 1922 года попал в засаду белобандитов.

Нестор Александрович был смертельно ранен – пули пронзили голову и сердце.

Изначально Н.А.Каландаришвили похоронили на месте трагедии- за дер. Техтюр, близ Якутска. Но впоследствии произвели перезахоронение.

14 сентября 1922 года Иркутск в глубоком трауре встречал гроб с телом прославленного героя гражданской войны, верного сына грузинского народа, борца за Советскую власть. Тысячи людей вышли проводить в последний путь легендарного командира, коммуниста-большевика. Похоронен Нестор Александрович на горе Коммунаров, в районе Иерусалимского кладбища в Иркутске.

В последний путь его провожали член Сиббюро ЦК РКП(б) Б. Шумяцкий, командующий 5- й Красной Армией И.П. Уборевич и многие другие боевые соратники.

Имя Нестора Александровича Каландаришвили не забыто в памяти людской. Оно живет в названиях улиц сибирских городов и селений: Иркутска, Улан-Удэ, Кяхты, Ленска и Канска, пгт. Усть-Ордынском, с. Качуге, п. Жигалово, п. Кырен.

Имя героя присвоено пароходу на Лене, а также многим колхозам.

В Иркутске, Якутске, в с. Хомутово, в п. Кырен и на родине в г. Махарадзе ему воздвигнуты памятники.

Л.А. БОБРОВА, секретарь Ольхонского первичного отделения КПРФ
история

1 не понравилось

Добавить комментарий
Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
Опрос посетителей
САЙТЫ
Личный кабинет
#########