Программа по здравоохранению кандидата в губернаторы Иркутской области Левченко Сергея Георгиевича

Исходя из положения, создавшегося в здравоохранении Иркутской области, я, Левченко Сергей Георгиевич, в случае моего избрания губернатором Иркутской области реализую следующую программу улучшения медицинского обслуживания населения.
Для этого необходимо:
1. Создать оптимальные условия для укомплектования лечебных учреждений врачебными кадрами, средним и младшим медперсоналом.
2. Остановить сокращение фельдшерско-акушерских пунктов. Для оказания доврачебной медицинско-санитарной помощи открыть новые врачебные амбулатории и фельдшерско-акушерские пункты.
3. Для улучшения качества подготовки и переподготовки среднего персонала капитально отремонтировать Иркутский базовый медицинский колледж. Необходимо также увеличить набор студентов на бюджетной основе.
4. Для улучшения лечебно-диагностической работы областной инфекционной клинической больницы отремонтировать 3-этажное здание (бывший СПИД-центр).
5. Для оказания доступной первичной врачебной медицинско-санитарной помощи открыть (восстановить) участковые больницы, укомплектовав их врачебными кадрами и средним медперсоналом, оснастив лечебно-диагностическим оборудованием.
6. Для оказания квалифицированной и специализированной медицинской помощи произвести расчет потребного коечного фонда в муниципальных образованиях, обеспечив доступность, приближенность и качество этих средств медицинской помощи населению.
7. Медицинские кадры (врачей, фельдшеров) готовить на договорной основе и с учетом потребностей муниципальных образований области. Для этого необходимо добиваться увеличения целевого приема в высшие и средние учебные заведения медицинского профиля.
8. Восстановить системность работы органов здравоохранения:
- улучшение качества всех видов медицинской помощи;
- совершенствование комплекса профилактических мероприятий, направленных на охрану здоровья населения;
- обеспечение всеобщей доступности первичной доврачебной и врачебной медико-санитарной помощи;
- обеспечение преемственности оказания медицинской помощи на всех этапах лечения;
- масштабная пропаганда здорового образа жизни.
9. Создать условия для выполнения территориальной программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи в Иркутской области.
10. Обеспечить застрахованных по обязательному медицинскому страхованию информацией о платных медицинских услугах с перечнем:
- заболеваний, в т.ч. стоматологических;
- диагностических и лабораторных исследований;
- высокотехнологических операций;
- физиотерапевтических видов лечения и лечебной физкультуры.
Обязательно должны указываться стоимость услуги и методика ее расчета.
В платные медицинские услуги не должны включаться услуги, указанные в территориальной программе бесплатного оказания медицинской помощи.
Приложение к Программе по здравоохранению кандидата в губернаторы Иркутской области Левченко Сергея Георгиевича
Демографические показатели составляют основу общественного здоровья и рассматриваются как одна из важнейших характеристик уровня социально-экономического развития. По данным федеральной службы государственной статистики по Иркутской области, численность постоянного населения в регионе на начало 2024 года составляет 2 414 913 человек.
Убыль населения составила:
с 2011 г. – 13 041 человек,
с 2012 г. – 9 442 человека.
Таблица 1.
Численность населения Иркутской области в 2011-2024 гг.
Наименование региона |
Годы |
||||
2011 |
2012 |
2013 |
2014 |
2024 |
|
Иркутская область |
2 427 954 |
2424 355 |
2422 026 |
2418 348 |
2414 913 |
На сокращение численности населения региона влияет ряд факторов (См. Таблицу 2):
• естественная убыль населения;
• показатель рождаемости
(По данным ориентировочной демографической шкалы Всемирной Организации Здравоохранения (ВОЗ), средний показатель рождаемсоти составляет 15-20 случаев на 1000 населения);
• показатель смертности
(По данным ВОЗ уровень показателя смертности свыше 15 случаев на тысячу населения является высоким);
• миграционный отток населения;
• ухудшение экономической ситуации.
Для оценки истинной рождаемости необходимо использовать и другой показатель – это суммарный коэффициент рождаемости. Он показывает, какое количество детей в среднем родила бы одна женщина на протяжении всего репродуктивного периода (15-49 лет). В конце 1980-х годов он равнялся 2,2, что давало возможность восполнять население (См. Таблицу 3).
Таблица 2.
Демографические показатели Иркутской области в 2012-2014 гг.
Демографические показатели |
Годы |
||
2012 |
2013 |
2014 |
|
Число родившихся на 1000 человек населения |
15,9 |
15,7 |
15,4 |
Число умерших на 1000 человек населения |
13,9 |
13,6 |
13,8 |
Естественный прирост/убыль (-) на 1000 человек населения |
2,0 |
2,1 |
1,6 |
Родившихся в абсолютных числах, чел. |
4 916 |
4 875 |
3 279 |
Ожидаемая продолжительность жизни: |
|||
Все население |
66,32 |
66,72 |
|
Мужчины |
59,92 |
60,32 |
|
Женщины |
72,92 |
73,28 |
|
Общие итоги миграции населения Иркутской области |
|||
Число прибывших (всего) |
61 959 |
67 642 |
63 238 |
Число выбывших (всего) |
69 204 |
76 195 |
70 402 |
Миграционный прирост/убыль (-) |
- 7 245 |
- 8 554 |
- 7 164 |
Таблица 3.
Основные показатели естественного движения населения Иркутской области
с 1970 по 2014 гг.
Год |
В абсолютных цифрах |
На 1000 населения |
||||
Родившиеся |
Умершие |
Естественный прирост/убыль (-) |
Родившиеся |
Умершие |
Естественный прирост/убыль (-) |
|
1970 |
40 460 |
17 567 |
22 893 |
17,4 |
7,6 |
9,8 |
1975 |
46 884 |
21 231 |
25 663 |
19,1 |
8,7 |
10,4 |
1980 |
50 966 |
25 996 |
24 970 |
19,6 |
10 |
9,6 |
1985 |
52 236 |
26 547 |
25 689 |
19,1 |
9,7 |
9,4 |
1987 |
56 616 |
23 647 |
32 969 |
20,2 |
8,4 |
11,7 |
1990 |
45 202 |
27 855 |
17 347 |
16,2 |
10 |
6,2 |
1995 |
29 769 |
40 937 |
- 11 168 |
10,8 |
14,9 |
- 4,1 |
1997 |
27 746 |
35 118 |
- 7 372 |
10,3 |
13 |
- 2,7 |
2000 |
28 062 |
40 829 |
- 12 767 |
10,7 |
15,5 |
- 4,8 |
2005 |
30 266 |
43 202 |
- 12 936 |
11,9 |
17 |
- 5,1 |
2010 |
36 935 |
35 105 |
1 830 |
15,2 |
14,4 |
0,8 |
2014 |
36 856 |
33 127 |
3 279 |
15,3 |
13,7 |
1,6 |
На тысячу человек населения эти показатели составляли в советский период рождаемость в Иркутской области (по состоянию на 1987 г.) составляла 20,2 на 1000 населения, а в 1997 г. – всего 10 родившихся на 1000 населения. Рождаемость сократилась более чем в 2 раза.
В период правления В.В. Путина суммарный коэффициент рождаемости к 2007 году достиг 1,6 ребенка на одну женщину, что также является низким показателем и не способствует восполнению населения в Иркутской области.
Таким образом, никакого демографического взрыва в нашей области не произошло.
Общественное здоровье населения, в том числе и в Иркутской области, зависит от деятельности медицинских служб только в 10-15% случаев. Остальные – 85-90% определяются социально-экономическими факторами политики, которую проводит руководство страны и области в сфере роста благосостояния народа.
Среди показателей общественного здоровья особое место занимает заболеваемость населения: не только как соответствующий критерий оценки, но и как база для расчета материального и ресурсного обеспечения населения медицинской помощью, для определения оптимального количества сети лечебных учреждений, а также медицинских учебных заведений, для подготовки кадров и специалистов медицинского профиля. Показатели заболеваемости являются важнейшими критериями доступности квалифицированной и специализированной медицинской помощи.
Заболеваемость населения Иркутской области по основным классам болезней и впервые установленным диагнозам вызывает тревогу (См. Таблицу 4).
Высок показатель заболеваемости населения психическими и наркологическими расстройствами, острыми кишечными инфекциями и вирусными гепатитами. В последние годы глобальной проблемой для здравоохранения стали хронические вирусные гепатиты B и С, в конечном итоге приводящие к инвалидизации и летальности.
В Иркутской области создалась сложная эпидемиологическая ситуация по туберкулезу. Туберкулез – это чисто социальная болезнь, которая всегда является спутником войн, стихийных бедствий и неэффективных социально-экономических реформ, низкого уровня организации и проведения профилактических мероприятий.
Особую тревогу вызывает рост заболеваемости по инфекциям, передающимся половым путем (ИППП), включая венерические заболевания. Иркутская область по-прежнему относится к регионам с высоким уровнем распространения ВИЧ-инфекции, не имея тенденцию к снижению этот показатель превышает среднероссийский.
Таблица 4.*
Заболеваемость населения Иркутской области инфекционными болезнями в 2012-2014 гг.
Годы
Заболевания |
2012 |
В % к 2011 |
2013 |
В % к 2012 |
2014 |
В % к 2013 |
Острые кишечные инфекции** |
17 136 |
95,1 |
17 790 |
103,9 |
18 001 |
101,2 |
Острые вирусные гепатиты |
166 |
66,1 |
215 |
130,3 |
304 |
141,4 |
Педикулёз |
3 731 |
112,7 |
3 226 |
86,5 |
1 304 |
40,4 |
Туберкулёз |
3 099 |
93,2 |
3 050 |
98,4 |
2 710 |
88,9 |
Сифилис |
1 821 |
78,4 |
1 608 |
88 |
1 447 |
90 |
Гонорея |
2 208 |
83,6 |
1 833 |
83,1 |
1 435 |
78,3 |
Болезни, вызванные вирусом иммунодефицита человека (ВИЧ) |
2 962 |
110,5 |
3 109 |
102,6 |
3 011 |
96,8 |
[b]Примечания:
* Таблица 4 составлена на основании данных Управления Роспотребнадзора по Иркутской области;
** В показатель «Острые кишечные инфекции» включаются: бактериальная дизентерия, энтериты, колиты, гастроэнтериты, пищевые токсикоинфекции (за исключением ботулизма)
Особого внимания заслуживает смертность от причин, связанных с употреблением алкоголя, и смертность от убийств и самоубийств. Эти цифры остаются высокими. Кроме того, в основном в эту статистику попадают жители области в трудоспособном возрасте.
В этой обстановке власти Иркутской области проводить «оптимизацию» в здравоохранении (см. Таблицу 5).
Таблица 5.
Динамика обеспеченности населения Иркутской области медицинским
персоналом и учреждениями за 1990-2009 гг.
Численность медперсонала и лечебных учреждений |
Годы |
||||
1990 |
2009 |
2012 |
2013 |
2014 |
|
Врачей, тыс. |
11,8 |
12,4 |
12,4 |
11,6 |
11,8 |
Среднего медперсонала, тыс. |
34,4 |
27,4 |
27,6 |
27,2 |
27,3 |
Число больничных учреждений |
277 |
122 |
121 |
108 |
100 |
Число больничных коек, тыс. |
41,4 |
26,5 |
26,5 |
27,0 |
26,8 |
Число амбулаторно-поликлинических учреждений |
371 |
178 |
327 |
326 |
212 |
Число фельдшерско-акушерских пунктов |
--- |
736 |
602 |
623 |
661 |
В результате данной «оптимизации» население не может своевременно получить первичную медицинскую помощь, сокращается количество дней лечения в стационарах, что в целом увеличивает число хроников, больные зачастую преждевременно переводятся на амбулаторно-поликлиническое лечение, где нет надлежащих условий для продолжения лечения и реабилитации. Из-за хронизации процесса больной продолжает потреблять ресурсы здравоохранения и социального страхования.
Кроме того, нормативные документы, в том числе по обязательному медицинскому страхованию, для человека недоступны, а если доступны – то они громоздки и непонятны.
В территориальной программе государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи в Иркутской области на 2024 год и на плановый период 2016 и 2017 годов перечислены перечень заболеваний и состояний, оказание медицинской помощи при которых осуществляется бесплатно, а на практике больные зачастую вынуждены за них платить, находясь на стационарном лечении – покупать лекарства.
Источники статистических данных:
1. «Регионы России. Основные характеристики субъектов РФ-2010». Федеральная служба государственной статистики. Москва – 2010 г.
2. «Сборник статистических материалов по основным показателям социально-экономического положения субъектов РФ за 2014 г.» – Москва, апрель 2024 г.
3. Данные интернет-портала Территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Иркутской области на 21 июля 2024 г.
4. «Приангарье: год за годом. Статистический сборник» - Территориальный орган Федеральной службы государственной статистики по иркутской области (Иркутскстат) – г. Иркутск, 2012 г.
5. «Социально-экономическое положение Иркутской области» № 12 за 2014 год. Территориальный орган Федеральной службы государственной статистики по иркутской области – г. Иркутск, 2014 г.
6. Территориальная программа государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи в Иркутской области на 2024 год и на плановый период 2016 и 2017 годов. – Иркутск, 2014 г.
предложения, здравоохранение






Показать все теги