Новости KPRF.RU
В.И. Кашин принял участие в расширенном заседании в Национальном Центре Управления в кризисных ситуациях МЧС России


Заместитель Председателя ЦК КПРФ, Председатель Комитета Государственной Думы по аграрным ...

Программа «Темы дня» (18.04.2024) на телеканале «Красная Линия»


В ВЫПУСКЕ: В Костромской области чиновники запретили людям строить, ремонтировать и ...

Юрий Афонин в эфире «России-1»: Наращивание мощностей оборонки стимулирует развитие целого ряда смежных мирных отраслей


Первый заместитель Председателя ЦК КПРФ Ю. В. Афонин принял участие в программе «60 ...

Наукоградам России - правовую защиту! Заявление Центрального Совета РУСО


Публикуем Заявление Центрального Совета РУСО. Наукограды являются стратегически важной ...

Рассвет ТВ. Николай Арефьев: " Я за национализацию банковской системы!"


Наличие у коммерческих банков полной "свободы рук" привели их к фактическому ...

Архивы публикаций
«    Апрель 2024    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930 

Первое испытание. Как это было

56 лет назад, поздней осенью 1961 года, на далёком северном архипелаге Новая Земля впервые в истории человечества было испытано самое мощное в мире термоядерное устройство – 50-мегатонная ядерная бомба.

Первое испытание. Как это было

В начале 50-х годов прошлого столетия руководство страны было вынуждено в связи с растущей агрессивной политикой западных держав наращивать ядерный потенциал. По решению Советского правительства создавались новые ракетоносцы, которые базировались на вновь построенных военных аэродромах. А на архипелаге Новая Земля в те годы ударными темпами строили полигон для испытаний ядерного оружия.

На Узинском военном аэродроме, что в Белоцерковском районе Киевской области, в то время базировалось 26 стратегических носителей ядерного оружия – Ту-95. Эта машина была способна поднять на борт 16 ядерных ракет аналогичных по мощности бомбам, которые американцы сбросили на Хиросиму и Нагасаки в августе 1945 года, и, не перемещаясь за пределы Киевской области, поразить любую цель в Европе!

Эскадрильи и полки 106-й дивизии выполняли боевые задачи по испытанию ядерного оружия. В основном, это были полёты на Новую Землю, на созданный полигон для бомбометаний. Там, на безлюдном северном архипелаге географические условия позволяли проводить все виды ядерных испытаний. В воздухе, под водой и под землёй там были взорваны самые мощные в мире ядерные боезапасы: всего камениста безжизненная земля архипелага содрогнулась 132 раза. В наши дни в условиях моратория на ядерные испытания в Новоземельской Белушьей Губе учёные и военные многих министерств и ведомств продолжают вести спецработы по контролю за техническим состоянием образцов военной техники и вооружения нового поколения.

… В 2001 году единственный на ту пору оставшийся в живых свидетель испытания ветеран ВВС и гражданской авиации В.Я. Болотов дал интервью одной столичной газете. Почти 40 лет, работавший на предприятии «Оренбургские авиалинии», хранил свою тайну. Даже жена не знала, когда выходила замуж, откуда у её мужа орден Красной Звезды. В то время такие награды были большой редкостью.

- Я попал в экипаж добровольно, сам выразил желание, когда меня об этом спросили, – вспоминал ветеран. – Взрыв, объясняли нам, будет экспериментальный, точный его исход предугадать невозможно. Вероятность того, что экипаж останется жив и здоров, была минимальной.

- Сколько же вам было лет, Василий Яковлевич?

- Двадцать три.

- И жить не хотелось?

- Как не хотелось! Просто мы верили, что этот небольшой процент как раз для нас.

Из ста человек тогда шагнули пятеро добровольцев. Надо понимать, какое было время. Вся молодёжь патриотически-настроенной была…

А потом началась подготовка. Перед тем, как сбросить «изделие», экипаж тренировался бросать болванки до 30 тонн с высоты 9 километров. Фиксировали, как поведёт себя самолёт, как чувствует себя экипаж. Настроение было радужным. Экипаж, а это 9 человек, чувствовал свою причастность к большому историческому событию.

… Стартовали ранним утром 30 октября 1961 года. Об «изделии» экипаж ничего не знал. Всё было засекречено. В самолёт «изделие» не помещалось, настолько масштабное, потому было навешено снаружи. Ту-95 выглядел как беременный. Как стало позже известно, атомная бомба внутри водородной являлась как бы запалом. Сначала прорывается она, создаёт необходимую температуру для основного вещества. Радиус поражения многократно увеличивается. Эта бомба имела мощность 50 млн. тонн тротила.

Итак, стартовав с аэродрома Узин, самолёт взял курс на Новую Землю. Долетел до цели, приготовились¸ сбросили. После того как самолёт освободился от груза в 30 тонн, его подбросило вверх как щепку. Но ничего, экипаж с управлением справился и, не теряя времени на разворот, на максимальной скорости рванул на север, как можно дальше от эпицентра!

- Я смотрю вниз, – рассказывал журналисту Василий Болотов, – и докладываю: раскрылись три парашюта. Два – площадью 45 кв. метров, а следом за ними – огромный цветной – полторы тысячи квадратов! Вот он-то и спас нам жизнь, замедлив падение бомбы. Она плавненько опустилась до высоты 500 метров, точно по расчётам, и взорвалась. 73 секунды мы чувствовали себя как на сковородке. После приземления увидели, в каком пекле побывали: наш покрашенный белоснежный самолёт выглядел как нечищеная кастрюля. Как зафиксировали приборы, клубящийся гигантский «гриб» вырос диаметром 10 и высотой 80 километров! Световая вспышка была видна на тысячекилометровом удалении.

Пока бомба светилась, мы успели «отбежать» на 110 километров. Но ударная волна нас всё же догнала. Первым толчком самолёт подбросило метров на 500-600. Стоим на самой макушке, почти в вертикальном положении. Двигатели работают, а самолет неуправляем. Провалились вниз и опять – как будто здоровенной дубиной бабахнули по самолёту. Если бы не усиленная конструкция, он был распался в воздухе.

Тогда, в 1961 году, Советский Союз провёл над Новой Землёй в районе губы Митюшихи испытание бомбы, самого мощного в истории человечества термоядерного устройства. Даже в половинном варианте энергия взрыва десятикратно превышала суммарную мощность всех взрывчатых веществ, использованных всеми воюющими странами в Великой Отечественной войне. Ударная волна от взрыва трижды обогнула Земной шар.

Командир экипажа подполковник А.Е. Дурновцев с задания прибыл Героем Советского Союза.

«… За мужество и отвагу, проявленные при освоении новой военной техники» – сказано в Указе Президиума Верховного Совета СССР. Мало кто сегодня знает, что уроженец Каразуского района Красноярского края, Андрей Егорович Дурновцев в 1943 году окончил Иркутскую военную школу механиков. В 1965 году ушёл в запас, жил и работал в Киеве. Умер в 1976 году.

Героем Советского Союза с выполнения особого задания правительства вернулся и штурман экипажа И.Н. Клещ. После ухода в отставку он также жил и работал в Киеве.

Остальные члены экипажа за мужество и отвагу при выполнении особого задания были награждены орденами Красного Знамени и Красной Звезды.

Александр ЯКОВЛЕВ
«Приангарье», № 49, 2017 г.
история

0 не понравилось

Добавить комментарий
Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
Опрос посетителей
САЙТЫ
Личный кабинет
#########