- НОВОСТИ
- ДОКУМЕНТЫ
- РУКОВОДСТВО
-
ИЗДАНИЯ
ГАЗЕТЫ КНИГИ
- ССЫЛКИ
- ОТДЕЛЕНИЯ
Аларское Ангарское Бодайбинское Балаганское Баяндаевское Братское Боханское Жигаловское Заларинское Зиминское Иркутское городское Ленинский райком г. Иркутск Октябрьский райком г. Иркутск Правобережный райком г. Иркутск Свердловский райком г. Иркутск Иркутское районное Качугское Казачинско-Ленское Катангское Киренское Куйтунское Мамско-Чуйское Нижнеилимское Нижнеудинское Нукутское Ольхонское Осинское Саянское Слюдянское Тайшетское Тулунское Усольское Усть-Илимское Усть-Кутское Усть-Удинское Черемховское Чунское Шелеховское Эхирит-БулагатскоеПоказать менюМЕНЮНовости KPRF.RUДоклад В.И. Кашина на парламентских слушаниях на тему: «Законодательное обеспечение и государственная поддержка развития малых форм хозяйствования в агропромышленном комплексе»
Доклад Заместителя Председателя ЦК КПРФ, Председателя Комитета Государственной Думы ФС РФ ...
Программа «Темы дня» (28.03.2024) на телеканале «Красная Линия»
В ВЫПУСКЕ: Долг погашен: Коммунисты Пушкинского горкома совместно с ЦК КПРФ помогли ...
В.И.Кашин принял участие в заседании Коллегии Россельхознадзора
28 марта 2024 года Заместитель Председателя ЦК КПРФ, Председатель Комитета ...
Рассвет ТВ. Ренат Сулейманов. Частному бизнесу не место в ЖКХ!
В последнее время Россияне встревожены ростом аварийности жилых домов, техногенными ...
Юрий Афонин в эфире «России-1»: У подавляющего большинства террористов мира один хозяин – западный империализм
Первый заместитель Председателя ЦК КПРФ Ю.В. Афонин принял участие в программе ...
04 ноя 16:31В стране и миреСвобода: от чего и для чего
Власть постсоветской России и её идеологические «камердинеры» не жалеют сил, чтобы убедить нас, будто уничтожение «тоталитарного» социалистического строя — это добро, поскольку оно принесло народу величайшее благо: свободу. Это, дескать, такое бесценное сокровище, что ради него стоит и дальше терпеть и беспросветную нужду, в которую «реформаторы» вогнали большую часть населения страны, и издевательское отношение чиновников, и многое другое, что отравляет существование людей. Однако, если разобраться, то свобода — это всего-навсего величайший миф постсоветской России.
ЧТО КАСАЕТСЯ обретения политической свободы, то у разных людей об этом разное мнение. Весьма своеобразное оно у дам одной из участковых избирательных комиссий (УИК) Яковлевского района Белгородской области (не буду уточнять, какой именно, чтобы не быть несправедливым к другим УИК), которые на последних выборах, улучив момент, стали пачками вбрасывать в урны бюллетени, что удалось заснять наблюдателям от КПРФ и «Справедливой России». Своё мнение у жительницы Валуйского района, которая, обнаружив, что до её прихода на участок за неё кто-то уже заботливо проголосовал, написала заявление, но тут же приехали какие-то люди и настолько доходчиво объяснили ей, что ябедничать нехорошо, что она забрала его назад. Своё — у комсомольца, который во время первомайской демонстрации в Белгороде выкрикнул лозунг: «Россия без Путина!» — и тут же был схвачен полицией, там в протоколе квалифицировали этот лозунг как «нацистский», отправили дело в суд, и судья недрогнувшей рукой впаял парню административное правонарушение…
Но главное даже в другом: если говорить о свободе как о подлинной ценности бытия человека, то политическая свобода вообще не имеет определяющего значения. Четверть века существования в «демократической» России полностью убедили в справедливости слов философа и психолога Эриха Фромма: «Политическая свобода — это условие человеческой свободы лишь настолько, насколько она способствует раскрытию специфически человеческого». Немецко-американский мыслитель ХХ века удачно применил к анализу свободы высказанный ещё в ранних произведениях К. Маркса и Ф. Энгельса тезис о том, что гуманистический смысл общества социального равенства состоит в возвращении человека к своей человеческой сущности. А всё, что сделано и делается «реформаторами», не способствует, а препятствует раскрытию в человеке специфически человеческого.
Одна из важнейших специфически человеческих черт — духовность. Именно она возвышает человека над кругом чисто материальных потребностей, предохраняет от возвращения к животному состоянию. В постсоветской же России почти всё население сброшено в гонку по кругу чисто материальных потребностей. Одни видят в ней смысл жизни и безудержно стремятся завладеть всё большим и большим богатством, подтверждая правоту Екклезиаста: «Кто любит серебро, тот не насытится, и кто любит богатство, то нет пользы от того». Другие поставлены в такие условия существования, что вынуждены включиться в эту гонку, чтобы обеспечить выживание — своё и своей семьи.
Как-то противостоять разрушению духовной основы человека могло бы образование, если было бы нацелено на духовное развитие учащихся, формирование развитой личности. Однако перед нынешним российским образованием вполне официально поставлена диаметрально противоположная задача: формировать «квалифицированного потребителя». А основа идеологии потребителя: хапать, хапать и хапать. Конечно же, в первую очередь материальные ценности.
Художественная культура в современной России нацелена не на то, чтобы возвышать человека, развивать его внутренний мир, а на то, чтобы ублажать потребителя и тем самым соучаствовать в утверждении потребительского мировидения. Ещё в 1990-е годы чуткие наблюдатели констатировали, что «новые хозяева России создают систему растления с раннего детства и во всех проявлениях». Сегодня такая система уже создана и работает на полную мощность. В результате свобода раскрытия в людях «специфически человеческого» в нашем обществе уничтожена напрочь.
Подчеркну, что это — «родовая черта» капитализма, порождающая сонм уродств в жизни постсоветской России. Общество, идеология которого зиждется на принципе «Делать деньги!» (эту характеристику дала известный апологет капитализма Айн Рэнд), неизбежно разрушает духовный мир человека. С 1960-х годов на мировые экраны всё чаще стали выходить поставленные в благополучных в материальном отношении странах Запада фильмы, главная тема которых — разрушение духовного мира человека, утрата им человеческих качеств в потребительской гонке. Вот лишь несколько примеров: французская картина «Время жить», испанская — «Новые испанцы», датская — «Из моей жизни», финская — «Дом на берегу моря», голландская — «Задыхаясь», шведская — «Художник»… Режиссёр «Художника» Йоран ду Реес в разговоре на Московском кинофестивале метко охарактеризовал капитализм как «сделку с дьяволом»: он даёт человеку материальные блага, но отнимает душу.
В ПЕРВЫЕ ГОДЫ после Октябрьской революции страна переживала несопоставимо большие материальные тяготы, нежели нынешняя Россия. Но целью нового строя было развитие личности человека-труженика. И потому буквально сразу после прихода к власти большевики сделали одним из основных направлений своей деятельности приобщение народа к сокровищам художественной культуры. Перед людьми из «низов» не просто открыли двери театров, концертных залов, музеев — специалисты помогали им постичь духовные богатства подлинного искусства. Огромными тиражами по символической цене издавались лучшие произведения русской и мировой литературы.
В мощнейшее средство распространения художественной культуры было превращено радио. Уже в 1923 году состоялся первый радиоконцерт. Вскоре концерты классической и народной музыки, литературные чтения включались в программу радио уже ежедневно. А когда технические средства стали более совершенными, начались регулярные трансляции на всю страну спектаклей ведущих театральных коллективов. В том же направлении позже работало и советское телевидение. Даже либеральная журналистка Ирина Петровская, говоря о ТВ 1980-х годов и сделав, разумеется, дежурное замечание насчёт «идеологических инъекций», признала, что оно «доносило до зрителей и создавало замечательные образцы культуры».
Курс на приобщение как можно более широкого круга людей к подлинно художественной культуре твёрдо выдерживался даже в годы индустриализации и послевоенного восстановления народного хозяйства, когда, казалось бы, все силы и средства страны должны были быть подчинены задачам её хозяйственного развития.
На формирование духовно развитой личности молодого человека было нацелено советское образование. Это признал даже путинский министр образования А. Фурсенко — правда, он, с позиции идеологии современной капиталистической России, счёл это… серьёзным недостатком. Система преподавания в советской школе строилась не на снабжении учеников лишь каким-то объёмом знаний, а на развитии их мышления. Скажем, в математике школьники не зазубривали «готовые» формулы, а учились их выводить и доказывать. Таким образом, школа давала не только образование, но и формировала логическое мышление. Кстати, уже этого достаточно, чтобы развеять миф «демпропаганды», будто советская система готовила «людей-винтиков». Умение логически мыслить, научный взгляд на мир — это качество не «винтика», а личности; одновременно это необходимое условие обретения духовной свободы.
Развитию подрастающего поколения способствовала и созданная Советской властью широкая сеть всевозможных кружков, секций, детских музыкальных школ и художественных студий.
Диссидент Александр Зиновьев, о котором никак не скажешь, будто он стремился приукрасить социалистическую действительность, утверждал, что в советском обществе для людей его поколения «открыта была вся мировая культура, возможность получения образования… несмотря на все недостатки коммунистического строя, коммунизм открывал возможность для значительной части людей становиться богами».
В годы сталинского правления успешно решалась невероятно трудная задача: формирование людей, становившихся носителями в целом «специфически человеческой» системы ценностей. Тем, чьё сознание сформировалось в постсоветское время, может показаться невероятным (но это именно так!), что многие миллионы людей были внутренне убеждены: духовные богатства куда важнее материальных. Они сами ограничивали своё материальное потребление разумно достаточным, а бездумную гонку за благами и деньгами считали уродством, слово «собственник» было для них ругательным.
Это не миф коммунистической пропаганды, а реальность советского времени, о чём свидетельствуют и сами «демократы» — от одиозных фигур типа М. Захарова до серьёзных аналитиков. Только они ставят не в заслугу, а в вину советскому строю то, что под его воздействием сознание людей перестало воспринимать частную собственность как естественную закономерность, что в нём исчезло стремление заработать побольше денег, что собственная корысть сделалась для него не только нелегитимной, но и неправедной.
Социалистическая система ценностей открывала перед принявшими её советскими людьми широкую свободу развития личности, потому что никакие меркантильные побуждения не мешали использовать свободное время именно для этой цели. В Советском Союзе удалось достичь того, что абсолютно немыслимо в самых богатых капиталистических государствах: у очень большого числа людей из самых разных слоёв общества выработалась внутренняя потребность в общении с художественной культурой.
ЕЩЁ ОДНО ДОСТИЖЕНИЕ Великой Октябрьской социалистической революции, которое в значительной степени способствовало обретению человеком настоящей свободы, состояло в том, что по мере роста экономической мощи страны формировалась исключительно надёжная система социальной защиты. Она обеспечивалась не подачками, как ныне, а доступной всем ценой действительно нужных людям товаров и услуг. Человек мог действительно не заботиться, что есть, что пить, во что одеться. Только пожив в капиталистической России, я понял, насколько свободен я был в советское время.
У меня к 22-23 годам уже создалось впечатление, что чиновники КПСС своей тупой политикой в области идеологии подтачивают духовные основы общества (ныне я сомневаюсь: действительно ли это была тупость или, напротив, мастерские действия идеологических диверсантов?), и, желая дистанцироваться от этого, я сразу после окончания Харьковского университета выбыл из всех общественных организаций (за исключением спортобщества «Буревестник»). После отработки четырёх лет по основной специальности (химик) я полностью переключился на полученную мной одновременно дополнительную профессию (журналист-киновед) и был независимым журналистом.
Мне редко доводилось сталкиваться с, условно назовём, цензурой, хотя были материалы, которые по каким-то соображениям не шли или выходили в изуродованном виде. Но дело в том, что цензура тут была ни при чём, с Главлитом я столкнулся только один раз, и его руководитель, объяснив мне, почему в Белгороде нельзя издать мою брошюру, тут же подсказал, как этот запрет без особых потерь для моей работы можно обойти. Во всех остальных (ещё раз повторю: не столь уж многих) случаях «цензурирование» моих материалов диктовалось перестраховкой главных редакторов. К примеру, моя идея написать рецензию на «Гараж» у редактора белгородской газеты вызвала категорическое неприятие, а в харьковской «Ленинской змине» («Ленинской смене») исполнявший обязанности главного редактора Юра Пилипенко пошёл с моей рецензией в обком, и там она не встретила никаких возражений.
Статус независимого журналиста лишал меня постоянной зарплаты, но я не пил, не курил, по ресторанам не ходил, и гонораров (хотя в сумме они были ниже средней зарплаты) при советских ценах мне хватало не только на еду и одежду. Скажем, я ездил за свой счёт с белгородским десятиборцем Юрием Куценко на соревнования 1978—1980 годов, чтобы освещать его путь на Московскую Олимпиаду, потому что мне это было интересно. Более того, я время от времени мог позволить себе съездить в Москву, чтобы посмотреть интересующий меня фильм в кинотеатре Госфильмофонда, или в Киев на матч киевского «Динамо».
В первые два года после победы контрреволюции я пытался сохранить свой статус независимого журналиста, но того, что я зарабатывал в месяц, мне при самой строгой экономии с трудом хватало на неделю. Вот и пришлось немало лет зарабатывать на жизнь участием в рекламной программе на одном из радиоканалов. В советское время у меня были и хорошие материалы, и плохие, но не было ни одного, в котором я писал бы то, чего не думаю.
«Демократы» упрекают советских людей, не приемлющих нынешний строй, в «ностальгии по дешёвой колбасе». Да ещё при этом нередко пафосно вопрошают: «Неужели вам колбаса дороже свободы?» Однако добрая память о советской эпохе — это ностальгия не по «колбасе», а именно по свободе. И уверен: не только у меня.
Виктор ВАСИЛЕНКО
Источник: «Правда» социализм, капитализм, общество, история1 понравилось 0 не понравилось
Похожие новости:Пять причин, по которым хочется вернуться в советские 70-е годы В стране и мире Глобализация и культура: возможна ли интеграция культур? В стране и мире Чем «цивилизованней», тем бесчеловечней В стране и мире Про общество потребления, или о коммунизме и «айфонах» В стране и мире Хватит плевать в советское прошлое В стране и миреДобавить комментарийИнформацияПосетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.Опрос посетителейЛичный кабинетЛента НовостейА. Маслов. О русской культуре замолвите слово! 21:11В Улан-Удэ отменили выборы мэра 21:05Бюро Иркутского обкома КПРФ обсудило выборы Президента 21:24Г.А. Зюганов: «Мир и дружба являются главными заповедями» 20:40Г.А. Зюганов: Террор как оружие в руках глобалистов произрастает из масштабной нищеты и безысходности 21:40Эхо распила 17:42Дмитрий Новиков: «Китай – это голос, защита и надежда народов Земли» 17:32«Снести нельзя оставить». Кто поставит правильно запятую? 14:15тэги сайтаВыборы-2018, Госдума, Зюганов, Иркутск, Иркутская область, КПРФ, Левченко, Носенко, Русский лад, Щапов, акции протеста, внешняя политика, губернатор Иркутской области, дети, единороссы, законодательное собрание, здравоохранение, история, капитализм, комсомол, культура, местное самоуправление, молодёжь, образование, общество, оппоненты, память, партия, персоналии, поздравления, политическая система, право, праздник, протест, сельское хозяйство, социализм, социальная сфера, чиновники, экология, экономика
Показать все теги#########
последнии коментарии
-
brsergey 14.12.2019
Кому нужно, чтобы сидел Шеверд ... (1)Пока такие как Путин и его свора у власти, честные и смелые будут сидеть! Едим Россию это сходка преступников, которая своих не сдает и не позволяет чтобы их обижали. -
admin 14.04.2017
«Созвездие несправедливости». ... (2)По этой ссылке - телефон и адрес его общественной приемной
https://ok.ru/zaschapovaПопробуйте обратиться туда.
-
africa 12.04.2017
«Созвездие несправедливости». ... (2)щапов не отвечает на обращения граждан, отправленные на его страницу -
Сергей. 22.03.2017
Губернатор: Необходимо закрыть ... (1)Надо взвешенно подходить к этой проблеме. А то в автомагазинах исчезла незамерзающая жидкость для стекол. И чем теперь в холодное время протереть стекло автомобиля? -
brsergey 21.03.2017
«Безналичная Россия» (1)Мне кажется, что основная идея перехода на пластик - люди должны содержать банки и способствовать их процветанию. Да сейчас комиссия невелика, но кто может поручиться, что её завтра не поднимут, согласно возросшему аппетиту банкиров. -
brsergey 16.03.2017
Торговая война против... себя (1)Спасибо за данную статью! Однако в ней не приведен анализ импорта тракторов, автомашин из Белоруссии. -
Сергей. 10.03.2017
Проект «Навальный»: откуда рас ... (1)Написано много, но нет главного. предложения что делать? Сталин говорил, критикуешь - предлагай, предлагаешь - делай. Делаешь - отвечай. Или и дальше продолжать игру в выборы? -
brsergey 09.03.2017
Колчак: увековечивание незакон ... (1)Доску в Петербурге убирают это хорошо. А памятник палачу во весь рост в Иркутске когда демонтируют и отправят на переплавку? -
Лешак38 19.02.2017
Лыжные соревнования состоятся ... (1)А где форум на нашем сайте? Он необходим.Необходим для обмена информацией и опытом непосредственно от знающего к начинающему. Почему,спросите вы именно форум? Ведь есть разделы для агитации,политпросвет и т.д? Так уж устроен человек. Нам проще спросить,чем искать в спецразделах. Может человек не сообразит,гед именно ему найти информацию. -
brsergey 17.02.2017
Время ставить памятники вождю (1)Памятник Величайшему человеку нашей Родины надо возвести и в Иркутске, а то памятник палачу у нас есть, а действительно заслуженному- нет!
Copyright © WEBoss.Net & Delphi
КПРФ ИРКУТСК 2015. by - 2015
мобильная версия
ПК версия
Все права защищены. Копирование материала запрещено без письменного согласия администрации
мобильная версия
ПК версия
Все права защищены. Копирование материала запрещено без письменного согласия администрации