Новости KPRF.RU
Доклад В.И. Кашина на парламентских слушаниях на тему: «Законодательное обеспечение и государственная поддержка развития малых форм хозяйствования в агропромышленном комплексе»


Доклад Заместителя Председателя ЦК КПРФ, Председателя Комитета Государственной Думы ФС РФ ...

Программа «Темы дня» (28.03.2024) на телеканале «Красная Линия»


В ВЫПУСКЕ: Долг погашен: Коммунисты Пушкинского горкома совместно с ЦК КПРФ помогли ...

В.И.Кашин принял участие в заседании Коллегии Россельхознадзора


28 марта 2024 года Заместитель Председателя ЦК КПРФ, Председатель Комитета ...

Рассвет ТВ. Ренат Сулейманов. Частному бизнесу не место в ЖКХ!


В последнее время Россияне встревожены ростом аварийности жилых домов, техногенными ...

Юрий Афонин в эфире «России-1»: У подавляющего большинства террористов мира один хозяин – западный империализм


Первый заместитель Председателя ЦК КПРФ Ю.В. Афонин принял участие в программе ...

Архивы публикаций
«    Март 2024    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 123
45678910
11121314151617
18192021222324
25262728293031
12 ноя 15:23в области

Образ ученого как идеал для последователей. К 150-летию со дня рождения Д.Н. Прянишникова

Дмитрий Николаевич Прянишников – сибирский самородок. Он родился на границе с Монголией, в г. Кяхте, стоявшем на караванном пути через пустыню Гоби. Туда ссылали декабристов, польских повстанцев, народовольцев. Отца он не помнит. Детство прошло в Иркутске, на берегу Ангары.

Образ ученого как идеал для последователей. К 150-летию со дня рождения Д.Н. Прянишникова

«Мать внушала нам уважение к труду и трудящимся. Откуда у нее, учившейся на медные гроши, брались нравственные силы и столько такта в воспитании детей?» – вспоминает Дмитрий Николаевич. С поразительным теплом русского идейного интеллигента, сына народа, говорит он о своем детстве, о юности. С любовью рассказывает о сибиряках, этих потомках новгородской вольницы, среди которых он вырос: «Сибирский крестьянин не знал крепостного права, не знал лаптей, соломенных крыш, никому не отвешивал низких поклонов, с горожанином здоровался за руку, как равный».

Увлечение «Отечественными Записками», Некрасовым, Златовратским, Успенским, Короленко, тяга в народ – Дмитрий Николаевич пережил и это. На выпускном экзамене в Иркутской гимназии абитуриентам подсунули из учебного округа провокационную тему для сочинения: «Чувства русского по поводу священного коронования». Дмитрий Николаевич едва выжал из себя одну страницу, закончив ее некрасовскими стихами:

Доля народа, счастье его,
Свет и свобода – прежде всего!

После окончания гимназии – месячный переезд в Москву, на лошадях и на пароходе по сибирским рекам, всего 5000 километров по сибирскому почтовому тракту. Студенческие годы Дмитрия Николаевича – это увлечение научными и общественными проблемами. В то время существовали полулегальные студенческие землячества, являвшиеся формально объединениями по месту происхождения (так, например, студенты всех высших учебных заведений, происходившие из Смоленской губернии, объединялись как «смоляне» и т. д.), а фактически они были общественными кружками; таким было и сибирское землячество. Дмитрий Николаевич в студенческие годы штудировал Маркса во французском переводе (русского издания, которое при всяком обыске отбиралось жандармами, он не нашел даже у букинистов). В своих докладах он цитировал Маркса, Энгельса. Знание экономики, происходившее от увлечения общественными дисциплинами, от «тяги в народ», потом глубоко отразилось в его научной деятельности.

В зиму 1893/94 г., во время заграничной командировки, Дмитрий Николаевич посещал международный конгресс социалистов в Цюрихе, слушая Бебеля, Либкнехта и дочь Карла Маркса.

Он прошел в университете строгую школу химии у Марковникова. Правилом лаборатории было: «Нужен кислород – добывай сам; нужны титрованные растворы – готовь сам, а не пользуйся готовым». Подобным же правилом руководствовался он в годы аспирантуры. Сопоставляя в этом отношении свое прошлое с современностью, Дмитрий Николаевич говорит: «Аспирантов слишком много водят на помочах, а они все говорят, что ими недостаточно руководят. А мы вовсе во время аспирантуры не имели прямого руководства, мы имели перед собой высокие образцы в лице Тимирязева, Стебута, Густавсона и др. Никто нам готовых тем не давал – мы находили их сами. Мы были предоставлены в сильной мере самим себе, но выручала хорошая химическая школа, знание языков, а затем старайся сам, успех от тебя зависит».

Дмитрий Николаевич не искал руководства, но пытливо и неустанно искал знаний. Он лечился в Сухуми (Дмитрий Николаевич был болен туберкулезом) и кстати ознакомился с местным сельским хозяйством; потом лечился кумысом в Башкирии и заодно изучал ковыльные степи, залежную систему хозяйства. Мало кто знает, что Дмитрий Николаевич работал в Институте Пастера в Париже, исследуя метановое брожение. Но и здесь он был предоставлен самому себе, не имел руководства.

Испытав в годы юности еще мало осознанное стремление к практической деятельности, Дмитрий Николаевич вскоре понял, что он к ней вовсе не склонен. Практическая деятельность, по его меткому определению, вынуждает часто разрубать гордиевы узлы, в то время как наука предпочитает развязывать их.

Лекционные выступления начались рано. Первая публичная лекция, прочитанная в традиционной аудитории Политехнического музея, имела большой успех. А.А. Фортунатова, слушавшая Дмитрия Николаевича, сказала: «Hу слава богу, я вижу, что есть кому заменить Стебута».

Учитель Дмитрия Николаевича, К.А. Тимирязев, передал ему свое замечательное свойство жизненной целеустремленности – красную нить в научной и общественной деятельности. У Тимирязева – углеводный обмен, энергетика фотосинтеза, дарвинизм, физиология в приложении к земледелию, популяризация научных знаний; у Прянишникова – азотный обмен, динамика синтеза и распада белков, химия и физиология в приложении к земледелию; популяризации научных знаний.

Еще во время первой заграничной командировки, работая в Швейцарии у Шульце, Дмитрий Николаевич натолкнулся на мысль об аналогии между аспарагином у растений и мочевиной у животных. В 90-х годах прошлого столетия видные представители физиологии растений, особенно немецкий физиолог Пфеффер, утверждали, что распад белковых веществ в растении происходит по другим законам, нежели в животном организме. Образование аспарагина в растениях Пфеффер рассматривал как транспортную форму азотистых веществ, отличающуюся от белков такой же способностью диффундировать и легко перемещаться, какой глюкоза отличается от крахмала. Взгляд на аспарагин как на первичный продукт распада белков противоречил фактам, однако фактов было еще мало. Дмитрий Николаевич в своих диссертациях – магистерской («О распадении белковых веществ при прорастании», 1896 г.) и докторской («Белковые вещества и их распадение в связи с дыханием ассимиляцией», 1900 г.) – показал, что аспарагин является побочным продуктом, образующимся в результате вторичного синтеза из аммиака, получающегося при окислении аминокислот и остатков углеводов. Он настойчиво и до настоящего времени доказывает, что образование аспарагина у растений имеет тот же физиологический смысл, что и образование мочевины в животном организме. Это открытие является существенным для познания общих закономерностей эволюции живых организмов.

Исследовательская энергия Дмитрия Николаевича во все годы eго деятельности направлялась в различные отрасли сельского хозяйства, благодаря тому, что в нем сочетаются химик, агрохимик, биохимик, физиолог, растениевод и экономист. Однако он никогда не отвлекался от основной линии своих исследований – изучения азотного обмена у растений. Просматривая хронологический список его печатных работ, убеждаешься, что каждый год он публикует очередное сообщение о новом исследовании азотного обмена. Аммиак, нитраты, нитриты и т. п., проблема азота в целом от круговорота его в природе через растение и почву до промышленного и биологического азота для удобрений не сходит с его пера. При этом развертывается поучительная картина сочетания теории с практикой. Время от времени он публикует итоги последовательных этапов своих работ в этом направлении.

В 1916 г. в сборнике статей, посвященных его учителю К.А. Тимирязеву, он издает одну из своих кардинальных и блестящих работ под образным названием «Аммиак как альфа и омега обмена азотистых веществ в растении». В этой статье он пишет: «Долгое время принимали, что аммиак не служит непосредственным источником азоте для высших растений, но является лишь материалом для образования в почве нитратов, которые и поступают в растение в качестве единственной удобной для него формы азотистой пищи, служащей исходным пунктом для синтеза целого ряда сложных азотистых соединений с белковыми веществами во главе. Точно так же и образование аммиака в качестве конечного продукта распада белков, давно констатированное у грибов, у высших растений отрицалось или подвергалось большому сомнению. Но последние 10–15 лет принесли существенные изменения во взглядах на роль аммиака в том и другом отношениях».

Со времени опубликования этой статьи прошло почти 30 лет, и в 1945 г. Дмитрий Николаевич публикует в «Известиях Академии Наук СССР» новую итоговую статью: «Основные черты обмена азотистых веществ в растениях». Одновременно он печатает капитальную завершающую монографию под названием «Азот в жизни растений и в земледелии СССР». Теперь уже вполне ясны основные черты азотного обмена. Подтверждается значение аммиака как исходного и конечного продуктов азотного обмена в растении. Окончательно опровергнут извечный противник Дмитрия Николаевича, некогда научный вельможа, глава мировой физиологии растений Пфеффер. Правда, первый удар был нанесен Пфефферу еще молодым Прянишниковым. Тогда Пфеффер позволял себе высокомерно заявлять, что мнение Прянишникова о сходстве между аспарагином и мочевиной «во всяком случае ошибочно». Прошли годы, нокаутирующий удар авторитету Пфеффера нанесен в блестящем стиле, и Дмитрий Николаевич с трибуны Академии наук произносит: «rira bien, qui rira le dernier».

Прянишников – биограф азота. Прочитайте его превосходный очерк «Представления о круговороте азота до Лавуазье и после него», напечатанный в журнале «Природа» за 1944 г. Здесь вы найдете даже объяснение происхождения слова «азот» иное, чем это обычно принято. Дмитрий Николаевич пишет: «Оно искусственно построено так: «альфа» первая буква всех тогдашних алфавитов, на которых писались научные произведения, греческого, латинского и еврейского. «Зет» последняя буква латинского алфавита, «омега» — греческого и «тов» – последняя буква еврейского алфавита. Это кабаллистически звучало у алхимиков как вариант на мотив из Апокалипсиса: «аз есмь альфа и омега, начало и конец».

Таким образом, если аммиак – альфа и омега в азотном обмене у растения, то азот – альфа и омега всего живущего. Это ведь вполне правдоподобно, потому что азот занимает по объему около 80% земной атмосферы, он же является основой белковой молекулы, он же определяет большие урожаи возделываемых растений.

Можно смело сказать: проблема азота в земледелии СССР неразрывно связана с именем Дмитрия Николаевича. Азот промышленный: селитра, аммоний и др., азот биологический: клевер, люпин, навоз, торф и пр., составили основу народно-хозяйственной деятельности Прянишникова. Правда, не только азот, но и фосфор, и калий, и другие зольные элементы, которыми Дмитрий Николаевич и его школа много занимались. Но «атомной энергией» снабжал Дмитрия Николаевича в течение всей его научной и общественной жизни азот.

Урожай растительных продуктов, извечная крестьянская (и государственная) тема, становится генеральной темой и агрономических исканий Дмитрия Николаевича.

Среди наших ученых в области сельского хозяйства я не знаю человека, кроме К.А. Тимирязева, который бы в такой полноте соединял воедино химию растений, агрохимию, физиологию растений, растениеводство, земледелие и экономику, как Прянишников. Природа одарила его способностью не только воспринять школу своих непосредственных учителей – Марковникова и Густавсона (по химии), Тимирязева (по физиологии), Стебута (по растениеводству), Фортунатова (по экономике), – а также своих косвенных учителей – Докучаева, Костычева, – но и соединить их идеи в капитальный фонд, которым он пользовался в течение всей своей деятельности и который значительно сам приумножил своими экспериментами. Поэтому Прянишников так отличается от многих недюжинных ученых в области агрономии, которые хорошо знают агротехнику, но не умеют приложить к ней физиологию растений, знают химию и микробиологию почв, но не умеют соподчинить их с химией и физиологией растений и т. д., откуда и проистекают односторонние опыты по синтезу урожая.

В эрудиции Прянишникова значительную роль сыграли его постоянные поездки и путешествия. Еще совсем недавно, в возрасте, близком к 80 годам, он побывал в Узбекистане, Казахстане, Азербайджане и не просто побывал, а изучил местное сельское хозяйство, делал доклады, вносил продуманные проекты по реорганизации севооборотов, по введению новых культур из азотособирателей и т. д.

В Западную Европу он ездил 25 раз (за 50 лет) и тщательно изучил сельское хозяйство и туковую промышленность Германии, Дании, Голландии, Италии, Швейцарии, Франции. При этом он неизменно проявлял умение быстро постигать основу крестьянского и вообще земельного хозяйства, его экономику, подмечать у него типичные черты, связывать все это с особенностями почвы и воздействием на нее человека. Дмитрий Николаевич никогда не был просто туристом. Он всегда был пытливым ученым, быстро ставящим диагноз, воспринимающим на ходу сельскохозяйственную действительность. Первые маршруты его по Средней Азии и Закавказью были совершены главным образом на лошадях, так как железные дороги там были еще редкими. Позднее, в одном только 1932 г., т.е. 13 лет назад, уже в возрасте 67 лет, Дмитрий Николаевич проделал железнодорожное путешествие по маршруту протяженностью 27 000 км: Сицилия – Москва, Кольский полуостров – Москва, Свердловск, Новосибирск – Москва и Таджикистан – Москва.

Дмитрий Николаевич отдал силы борьбе за повышение урожаев всех полевых культур и придание устойчивости этим урожаям. Поездки в Западную Европу были лишь средством доказывать эффективность удобрений. Лейтмотив агрономической деятельности Дмитрия Николаевича – «химификация» отечественного земледелия и культура азотособирателей. Прежде всего клевер, животноводство и навоз, затем минеральное удобрения, азот аммиачный и нитратный.

Именно Прянишников приложил руку к районированию азота, если можно так выразиться, в нашей стране. Азотные удобрения пошли на хлопководство в Средней Азии, где почвы хлопковых районов бедны азотом, где нет животноводства, а следовательно, и навоза, где хлопок-сырец с лихвой окупит азотные удобрения. Именно здесь и создается азотная промышленность.

В черноземной полосе на паровых полях азота и так много. Азот необходим нечерноземной полосе СССР, но наша азотная промышленность еще не может снабжать эту огромную территорию удобрениями. И вот Прянишников доказывает необходимость использования торфа для удобрений и необходимость массового развития в нечерноземной полосе посевов клевера и многолетнего люпина для обеспечения почв биологическим азотом. Дмитрий Николаевич вычисляет, какое количество гектаров клевера может заменить один азотный завод…

Дмитрий Николаевич не раз устремлял свое внимание на экспериментальные исследования по фосфору и калию. Фосфорную проблему он изучал также с большим успехом. Он доказал возможность применения в сельском хозяйстве молотых фосфоритов, показал, что применение фосфатов особенно продуктивно отражается на азотособирателях (клевер и люцерна), высказал и обосновал мысль, что Средняя Азия, остро нуждаясь в фосфоре, должна ввозить такое полноценное удобрение, как фосфорнокислый аммоний, ибо остальные фосфаты содержат балластные части.

В свете последних физиологических исследований Парнаса и Энгельгардта, доказавших огромное значение фосфорной кислоты для энергетика живых организмов, работы Прянишникова над фосфорной проблемой в сельском хозяйстве приобретают еще большее значение...

В дискуссиях Дмитрий Николаевич в первых рядах сражающихся, а в созерцании природы и человеческого быта он романтичен. У него хорошие русские черты: сила, мудрость, большие масштабы, привязанность к народу, стремление трудиться для народа, добродушие, юмор, жизненная кряжистость, любовь к семье, простота домашнего уклада (вплоть до уютной мелодии самовара!). Близость к народу сказалась во множестве написанных им популярных статей, в длительной работе молодого Прянишникова по комитету грамотности, для журнала «Детский отдых» и пр. Подлинный классик в науке, он никогда не отказывается написать статью для «Комсомольской правды», для студенческой многотиражки, для колхозных пособий и пр. В 80-летнем возрасте он пишет капитальную монографию, делает много научных докладов и сражается со своими идейными противниками.

Не будучи ни химиком, ни агрохимиком, ни агрономом, я не мог написать трактат о научной деятельности Дмитрия Николаевича. Но мне захотелось, немного приоткрыв завесу, показать облик замечательного русского человека.

По утрам я часто вижу 80-летнего академика, идущего из своей скромной, затаенной в зелени усадьбы к Петровско-Разумовскому. Полстолетия идет он этим путем. 80-летняя сельскохозяйственная академия его ровесница, она же его alma mater, она же ныне живет славой его научных деяний…

Возле дома вход в лабораторию. Кабинет Дмитрия Николаевича. Окно открыто. Скромная и мудрая простота убранства. Два стола и книги. Почему-то вспоминается Антон Павлович Чехов в ялтинском кабинете. Их роднят серьезное спокойное лицо, внимательные и требовательные к собеседнику глаза, мягкий юмор, та же любовь к свежему воздуху и ненависть к табаку. Этих двух мужей роднят и душевная чистота, классицизм, а главное – русский дух, любовь к своей стране и к своему народу.

В этом кабинете капля за каплей, минута за минутой, годы за годами складывалась большая творческая деятельность...

Широко отмечены заслуги Дмитрия Николаевича перед наукой, перед Родиной. Герой Социалистического Труда, лауреат Сталинской премии, награжденный двумя орденами Ленина, орденом Отечественной войны I степени и тремя орденами Трудового Красного Знамени, мировой авторитет в своей области – маститый деятель отечественной науки академик Д.Н. Прянишников окружен бережной заботой великой партии большевиков...

Академик П.М. ЖУКОВСКИЙ

ОБ АВТОРЕ. Петр Михайлович Жуковский (1888–1975) – советский ботаник, академик ВАСХНИЛ, доктор сельскохозяйственных и биологических наук, профессор, лауреат Сталинской премии первой степени. Его статья «Образ ученого» была опубликована в юбилейном сборнике в 1948 году, посвященном 80-летию Д.М. Прянишникова.

Слова признаний

Ровесник Тимирязевской академии, Дмитрий Николаевич Прянишников отдал ей более полувека своей жизни. Совет академии с гордостью приветствовал своего старейшего товарища:
«Многочисленные поколения агрономов слушали Ваши лекции, нашедшие воплощение в трех капитальных учебниках, из которых курс Агрохимии принес Вам звание Лауреата Сталинской премии. По своей глубине, содержательности, высокому научному уровню они являются классическими. Вы имеете не только духовных сыновей, которые занимают около 30 кафедр в высших учебных заведениях, но растут и Ваши духовные внуки – следующее поколение Ваших учеников... В земледелии Вы также видите осуществление того, к чему призывали долгие годы. Ведь в начале Вашей деятельности Россия не имела ни развитой туковой промышленности, ни сколько-нибудь широкого применения минеральных удобрений. В обмен на наше сырье к нам ввозились африканские фосфориты, германские калийные соли, чилийская селитра. А сейчас наша страна обладает неисчерпаемыми резервами фосфатов и калия и мощными установками для производства азотных удобрений. Ваша роль в изыскании этого сырья и развитии соответствующих производств неоценима... Сознание плодотворно проведенной жизни должно давать Вам глубокое удовлетворение, а наши сердца наполняются гордостью, ибо Ваша жизнь неразрывно связана с Академией. Сейчас Вы творите в свободной стране социализма. Облик Сталина осеняет золотую звезду Героя Социалистического Труда. В этом огромное признание Ваших заслуг народом, служению которому Вы отдали свои силы. Академия имени Тимирязева выражает вам, своему ровеснику, чувства глубокого уважения и желает Вам бодро и радостно продолжать путь Вашей славной жизни».

Кафедра физиологии растений и микробиологии Тимирязевской академии:
«Ваши выдающиеся исследования в области физиологии растений и агрономической химии принесли Вам славу мирового ученого. Ваши работы в области превращения азотистых веществ в растительных организмах, так просто и легко сформулированные Вами в кратком тезисе, что «аммиак есть альфа и омега превращения азотистых веществ в растениях», получили всемирную известность и стали классическими. Они вошли во все учебники физиологии растений мира. Вы высоко подняли знамя советской биологической науки и всемерно способствовали ее расцвету. Мы гордимся тем, что работали рядом с Вами и могли следить за Вашими успехами и учиться у Вас».

Академик Николай Вавилов (о своем учителе):
«Возьмите школу Д.Н. Прянишникова, возьмите практику работы студенчества, которой так правильно руководил Прянишников. Его руководство признано самым лучшим, по нему учится все студенчество мира, он умел руководить студентами».

Академик В.С. Немчинов (из письма Прянишникову):
«Я счастлив, что мне пришлось работать вместе с Вами. Ваш образ, творческая активность и глубокий патриотизм уже давно являются для меня идеалом, к которому я по мере сил стремлюсь следовать в своей жизни и работе».

Источник: «Советская Россия»
история, наука

0 не понравилось

Добавить комментарий
Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
Опрос посетителей
САЙТЫ
Личный кабинет
#########