Новости KPRF.RU
В.И. Кашин принял участие в расширенном заседании в Национальном Центре Управления в кризисных ситуациях МЧС России


Заместитель Председателя ЦК КПРФ, Председатель Комитета Государственной Думы по аграрным ...

Наукоградам России - правовую защиту! Заявление Центрального Совета РУСО


Публикуем Заявление Центрального Совета РУСО. Наукограды являются стратегически важной ...

Рассвет ТВ. Николай Арефьев: " Я за национализацию банковской системы!"


Наличие у коммерческих банков полной "свободы рук" привели их к фактическому ...

М.В. Дробот поздравила Законодательное Собрание Пермского края с юбилеем


18 апреля на заседании Законодательного Собрания Пермского края депутат Государственной ...

Статья в "Правде" к 130-летию со дня рождения народного артиста СССР Б.В. Щукина


Кашира стоит на Оке, через неё тянутся железнодорожные пути к Москве. Десятилетний Боря ...

Архивы публикаций
«    Апрель 2024    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930 
01 сен 17:28в области

Иркутянин Иннокентий Феденев – герой знаменитого советского романа

Грустно об этом говорить, но истина, что «времена меняются, и мы меняемся вместе с ними», – очень точна. А для того, чтобы в этой истине никто не сомневался, приведу некоторые факты, ссылаясь опять же на современников автора книги «Как закалялась сталь» Николая Островского и на самого автора. «Я счастливый парень – дожить до такого времени, когда некогда дыхнуть, когда каждая минута дорога. Знать, что всё прошлое вернулось – борьба, труд, участие в стройке, радость победы, горечь поражений. Разве это не счастье?»

Иркутянин Иннокентий Феденев – герой знаменитого советского романа

Эти слова принадлежат одному из интереснейших людей нашей эпохи, писателю-коммунисту, автору бессмертной книги о Павле Корчагине Н.А. Островскому. Примечательно, что они сказаны не в пору, когда он нёсся в лавине конников на врага, не тогда, когда вместе со своим народом обрёл свободу, и не в час, когда сорвавшись с места, лихо отплясывал гопак, а в годину тяжелейших испытаний: уже десять лет он был прикован к постели тяжелым недугом, ослепший и неподвижный.

Сказать так мог только очень мужественный человек, чья воля и дух несгибаемы. Николай Островский был именно таким человеком. Рождённый писателем, Павка Корчагин стал знамением века. Только появившись, он занял место на правом фланге строителей новой жизни и вот уже более сорока лет шагает по планете, зовя молодёжь к новым подвигам, к новым свершениям.

Это написано в 1974 году, вдень 70-летия Николая Островского. Вот ещё свидетельство современников под названием «Пылающий факел». АПН опубликовало статью писательницы Анны Караваевой, которая в одну из встреч с замечательным французским писателем Роменом Ролланом услышала от него такой отзыв о Николае Островском: «Пылающий факел». Я ещё вернусь к мнению лауреата Государственной премии Анны Караваевой, а теперь перекинем мостик к публикации друга Николая Островского Ивана Кирюшкина. Его воспоминание «Горение» было опубликовано в «Литературной России» в сентябре 1979 года, в канун 75-летия Николая Островского. Здесь тоже одни восторги. И справедливые.

«… Рукопись книги «Как закалялась сталь» принята к печати. Островский пишет своим друзьям: «Дверь жизни широко раскрылась передо мной. Моя страстная мечта – стать активным участником в борьбе – осуществилась… Жизнь моя теперь заполнена до краёв… Моя победа – ваша победа! Слышите, как горячо стучит моё сердце?»

Книгу эту с дружеской надписью «Ванюше Кирюшкину от автора» я храню как ценнейшую реликвию. Она напоминает мне тот день, когда я впервые переступил порог его комнаты. Он лежал на кровати под одеялом. Поразили большой лоб, открытые глаза и совсем юношеская улыбка. Рукопожатие порывистое, горячее. - Будем на «ты». Ведь мы из одного теста: ты – чапаевец, я – буденновец…

Завязалась оживлённая беседа. Он неустанно говорил, задавал вопросы, смеялся. Черты его лица, мимика были очень выразительны. Он говорил, что на молодёжь влияла великая сила товарищества. И молодые люди, комсомольцы, и их наставники, большевики старшего поколения,– все были настоящими товарищами.

И стало ещё более понятными убедительным высказанное Николаем Островским объяснение заглавия романа: «Сталь закаляется при большом огне и сильном охлаждении. Тогда она становится крепкой и ничего не боится. Так закалялось и наше поколение в борьбе и страшных испытаниях и училось не падать перед жизнью».

Мы, поколение «шестидесятников», с этим можем легко согласиться. Но как быть с современной молодёжью? Я веду разные курсы у журналистов Иркутского госуниверситета, и на вопрос, заданный студентам V курса: «Читали ли они книги Бориса Полевого «Повесть о настоящем человеке», Этель Лилиан Войнич «Овод», Николая Островского «Как закалялась сталь?» - ответ однозначен: эти произведения им не известны.

За 30 последних лет мы, россияне, так деградировали, что трудно себе и представить. А что будет с нашей культурой и образованием в ближайшие пять-десять лет?

И все-таки вернусь к книге «Как закалялась сталь». В аннотации к статье Анны Караваевой «Пылающий факел» была «врезка» от редакции (она необходима для тех, кто ничего не слышал и не знает, кто такой Николай Островский). Вот она:

«Эту книгу знают во всём мире. Она сражалась вместе с бойцами интербригад под Мадридом, звала в бой отважных патриотов Кубы, поднимала боевой дух защитников свободы Вьетнама… Она издана на 60 языках мира.

Свой путь к читателям этот бессмертный роман начал на страницах журнала «Молодая гвардия». Самое непосредственное участие в первой публикации романа принимала писательница, лауреат Государственной премии СССР Анна Караваева. В 1970 году в издательстве «Книга» вышло её произведение «Книга, которая обошла весь мир». В ней – разговор об иркутянине, который дал роману Николая Островского путевку в жизнь. Слово – писателю Анне Караваевой:

«… Однажды, в начале 1932 года, придя в редакцию журнала «Молодая гвардия», который я тогда редактировала, узнала интересную новость: накануне, в часы дежурства моего заместителя Марка Борисовича Колосова, в редакции появилась рукопись молодого неизвестного автора. Рукопись принёс старый большевик Иннокентий Павлович Феденёв и рассказал в основных чертах творческую историю создания книги, которая называлась «Как закалялась сталь». Название всем нам понравилось своей романтической образностью. Конечно, это означает закалку характера молодого человека, ведь «закаляются» всегда в молодости…»

Вместе с рукописью Феденёв передал редакции и биографию Николая Островского. Давая оценку автобиографии автора, Анна Караваева далее пишет: «Всё в этой биографии просто, строго, сжато и ясно до последнего слова, как и стремление автора: быть полезным своей партии, своему классу». Страшный удар, обрушившийся на молодую жизнь – слепота и неподвижность – не вызвал у коммуниста ни отчаяния, ни безнадёжности, а, напротив, заставил собрать все свои силы, чтобы «быть чем-нибудь полезным своей партии, своему классу». И отсюда именно это стремление – написать книгу, хотя человек уже настолько физически беспомощен, что не может видеть ни одной строки, как и не может написать ни одного слова собственной рукой…

Да, безмерно трудную задачу поставил перед собой Николай Островский, и уже это само стремление вполне можно было приравнять к подвигу… По словам Иннокентия Павловича Феденёва, эта рукопись «не рукотворно написана, а продиктована фраза за фразой, страница за страницей».

Далее Анна Караваева вновь упоминает Феденёва: «А какой непоколебимой волей и каким стойким терпением обладает Николай Островский! Иннокентий Павлович Феденёв, старый большевик, множество людей повидал на своём пути, и все-таки сила воли и мужество Николая Островского всегда изумляет его…»

Вскоре Анна Караваева побывала на квартире Островского. И он тоже заговорил о Феденёве: «С особой теплотой и нежностью он говорил о старом большевике Иннокентии Павловиче Феденёве: «Чем я мог отблагодарить его, чуткого, прекрасного друга, за всю его заботу обо мне? Он будет у меня в романе, во второй книге… Фамилию изменю, а имя таки оставлю. Старику это будет приятно, как ты думаешь?» Караваева ответила: «Ещё бы!» Так и случилось. Во второй части романа Павел Корчагин знакомится с Леденёвым. В этом образе «высокого богатыря с серыми висками» нетрудно признать Иннокентия Павловича: «У Корчагина и Леденёва была одна общая дата: Корчагин родился в тот год, когда Леденёв вступил в партию. Оба они – типичные представители молодой и старой гвардии большевиков. У одного – большой жизненный и политический опыт, годы подполья, царских тюрем, потом – большая государственная работа. У другого – пламенная юность и всего лишь восемь лет работы, могущих сжечь не одну жизнь. И оба они имели горячие сердца и разбитое здоровье…» Это строки из романа «Как закалялась сталь».

Предвижу вопрос: узнали про Островского, про его роман, про Феденёва. Но где же сказано о том, что он иркутянин? В статье «По совету сибиряка», опубликованной в газете «Восточно-Сибирская правда» в 1975 году, иркутские журналисты Владимир Ивашковский и Юрий Багаев (кстати, бывший мой студент) пишут, что «пламенный большевик И.П. Феденёв послужил Н. Островскому прообразом одного из героев романа «Как закалялась сталь». Давайте вместе прочтём их разыскание:

«… Все мои дела в редакции делает старик Феденёв, его мне послала «фортуна». Он член ВКП(б) с 1904 года, много сидел в тюрьмах, был комиссаром Конармии. Теперь руководит иностранным отделом Госбанка».

Это строки из письма Николая Островского. Писатель говорит о человеке, сыгравшем важную роль в его судьбе. По совету Иннокентия Павловича, в 1926 году Островский начал работать над книгой, ставшей любимейшим произведением советских читателей.

Раиса Порфирьевна Островская вспоминала, что своими творческими замыслами писатель делился с близкими друзьями, в первую очередь с иркутянином И.П. Феденёвым. Старый большевик не только поддержал намерение молодого друга, но и оказал большую помощь в опубликовании книги.

Страницы романа «Как закалялась сталь» повествуют о первой встрече и дружбе Павла Корчагина со старым партийцем Леденёвым. По просьбе Феденёва Николай Островский изменил одну букву в фамилии друга и наставника.

В Иркутском архиве хранится немало материалов о И.П. Феденёве. В секретных предписаниях царской охранки упоминаются его братья Дмитрий, Валентин, Сергей. Дмитрий, служивший на железной дороге, организовывал стачки и забастовки. Впоследствии стал видным деятелем Иркутского комитета РСДРП. Он хранил дома типографский шрифт, десятки томов запрещенной литературы.

Валентин собирал средства для оказания помощи семьям бастующих. Сергей вёл разъяснительную работу среди солдат местного гарнизона. Самый младший из братьев – Степан, по сей день живёт в Иркутске.

- Наша семья, – вспоминает он, – находилась под пристальным вниманием царской охранки. Мы, младшие, по мере сил помогали старшим. Когда в доме проходили собрания социал-демократов, дежурили на улице, предупреждали революционеров о появлении жандармов. Несмотря на строжайшую конспирацию, братьев не раз арестовывали. Нои в заточении они не прекращали борьбы. Пользуясь специальным кодом, мы помогали узникам поддерживать связь с оставшимися на свободе товарищами…

Среди подпольщиков наибольшим авторитетом пользовался И.П. Феденёв. Его путь в революцию начался со знаменитых Ленских приисков, куда он в 1897 году попал по найму. После победы Октября партия направляет его на ответственную работу в Минск, Тамбов, Харьков. С двадцатых годов трудился в Москве. Тюрьмы и ссылки отразились на здоровье. В 1926 году он лечился в Крыму. Здесь, в санатории «Майнак» в Евпатории, и встретился с Николаем Островским. А через пять лет Феденёв отнёс рукопись романа в журнал «Молодая гвардия».

В предвоенные годы Иннокентий Павлович занимался революционно-издательской деятельностью. Несмотря на преклонный возраст, часто встречался с молодёжью, рассказывал о высоком нравственном подвиге Николая Островского.

В октябре 1941 года И.П. Феденёв вновь в Иркутске. Трудится на заводе, где изготовлялись боеприпасы для фронта. И по-прежнему общается с молодёжью. Иркутский поэт Марк Сергеев вспоминал одну из встреч старого большевика со студентами Иркутского университета: «Среди студентов появился плотный седой человек в туго подпоясанной шинели, чем-то напоминающий комиссара времен Гражданской войны. С захватывающим интересом слушали они его рассказ о своём любимом писателе».

Это о таких, как Иннокентий Павлович, говорил Николай Островский: «Мы в своей жизни старались быть похожими на тех изумительных людей, которые называются старыми большевиками, которые через героические бои привели нас к счастью…»

В заключение хочу обратиться к родственникам И.П. Феденёва и к тем, кто знал, слышал о нём по рассказам старших: сообщите всё, что вам известно о жизни и делах этой замечательной семьи. Одного из когорты Феденёвых знают многие иркутяне – это известный в Сибири журналист и писатель Арнольд Харитонов. Он– внук Иннокентия Павловича.

Виталий ЗОРКИН, профессор Иркутского государственного университета

Иркутянин Иннокентий Феденев – герой знаменитого советского романа

Об авторе.

Зоркин Виталий Иннокентьевич (р. 1937) – журналист, писатель, профессор Иркутского государственного университета, исследователь, фотограф, историк, путешественник, фольклорист…

Детство прошло «неподалеку от Дома Волконских» в Иркутске. Окончил филологический факультет Иркутского госуниверситета, учился вместе с Александром Вампиловым. После вуза был приглашен в республиканскую газету «Правда Бурятии», где работал журналистом и фотокорреспондентом.

Декабристы и поляки в Сибири, русские писатели и Сибирь, землепроходцы и мореходы, Пушкин и Сибирь – эти темы, интересовавшие его с первых лет работы, оборачивались обстоятельными исследованиями и затем увлекательными публикациями в газетах и журналах, становились весомыми книгами. Публикаций – сотни. Книг – десятки.

Виталий Зоркин участвовал в четырёх республиканских фотовыставках и был награжден четырьмя дипломами. Вел передачи на телевидении. Исколесил всю Сибирь и Дальний Восток, по тундре на собачьей упряжке одолел полторы тысячи километров по маршруту этнографа Богораз-Тана, повторил путешествие А.П. Чехова до Сахалина, участвовал в четырёх экспедициях по Якутии, Бурятии, Западной и Восточной Сибири. Переписывался с Вениамином Кавериным, с сыном и дочерью Фёдора Шаляпина, был знаком с племянницей Фёдора Достоевского, с прототипами многих литературных героев, среди которых и герой романа Николая Островского «Как закалялась сталь» наш земляк Иннокентий Павлович Феденёв. Наиболее крупные труды последних лет – «Роковая любовь великих людей» (2008) и «Бывают странные сближенья. Пушкин и Сибирь» (2010).

Недавно Виталий Иннокентьевич Зоркин отметил двойной юбилей: 50 лет в журналистике и 40 – на научно-педагогическом поприще в Иркутском университете. За эти годы он защитил кандидатскую и докторскую диссертации, стал профессором, затем членом-корреспондентом, а в 2010 году был избран действительным членом Петровской академии наук и искусств. Заслуженный работник культуры России.


«Приангарье», № 36-37, 2015
история, книги, культура

0 не понравилось

Добавить комментарий
Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
Опрос посетителей
САЙТЫ
Личный кабинет
#########