Новости KPRF.RU
Пожертвование в избирательный фонд П.Н. Грудинина


Друзья! Грудинин открыл избирательный счет и все сторонники теперь могут поддержать его и ...

Павел Николаевич Грудинин. Биографические данные


Биографические данные кандидата на пост Президента Российской Федерации от КПРФ и ...

«Красная Линия» о Павле Грудинине: Территория социального оптимизма


Представляем специальный репортаж телеканала «Красная Линия» - «Территория социального ...

Павел Грудинин: Вместо пораженческого белого флага на Олимпиаду ехать надо под красным знаменем Победы


Сегодня с изумлением говорят, что фильм «Движение вверх» стал самым кассовым кино за ...

Поздравление Г.А. Зюганова с Днем инженерных войск


Поздравление Председателя ЦК КПРФ Г.А. Зюганова с Днем инженерных войскНачальнику ...

Архивы публикаций
«    Январь 2018    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
293031 
ВАЖНО
Опрос посетителей
вам нравится сайт

08 дек 17:29в области / ВАЖНО

«Интеллектуальная среда» – об Октябрьской революции и марксизме

В Иркутске среди множества дискуссий и мероприятий, посвящённых 100-летию Великой Октябрьской социалистической революции, особым напряжением были отмечены две встречи проекта «Интеллектуальная среда». На них столкнулись два взгляда на нашу историю и на значение в ней революции: правых консерваторов и сторонников левых идей.

«Интеллектуальная среда» – об Октябрьской революции и марксизме

Одна из этих дискуссий была посвящена Октябрьской революции 1917 года, другая – развитию и судьбе левой идеи в мире. Первая встреча, посвящённая обсуждению одного из самых значимых событий новейшей истории, состоялась в юбилейную дату 7 ноября.

Постоянный ведущий «Интеллектуальной среды» Михаил Учитель открыл мероприятие утверждением, что Октябрьская революция стала новой вехой в истории России, которая освободила народы, проживавшие в империи, от того гнёта, которым явилась власть Романовых как инструмент экспансии Запада на Восток. В том числе и русский народ, глубокий раскол внутри которого породили своей политикой Пётр I и его отец Алексей Михайлович.

О русском расколе, вкладе в революцию старообрядцев, а также крестьян, традиционная общинная жизнь которых была поставлена под угрозу политикой империи, говорили многие. Но отмечались и особые причины, которые звучат совсем редко. Так, религиовед Юрий Сеурко рассказал о протестантских сектах, участвовавших в революции. По его мнению, немалый вклад в дело революции внесли протестантская этика и прозелитизм некоторых еретических течений, видевших в коммунизме попытку построения Царствия Божьего на земле.

К классической марксистской трактовке Октября обратился координатор «Левого фронта» в Иркутске Антон Марьясов. По его мнению, главным желанием революционных масс был прогресс, конкретное улучшение жизненных условий, а все остальные причины – в лучшем случае являлись чем-то побочным.

Оппозицию практически всем участникам дискуссии составил постоянный участник проекта Всеволод Напартэ, утверждавший, что революция была ошибкой и что порождена она была не объективными факторами, не политикой Российской империи, что в том или ином виде утверждали остальные, а деятельностью революционеров, которая была развёрнута в тылу воюющей армии.

«Я верю в то, что существуют некий единый организм. Можно называть его нацией. Можно называть его как угодно, но все вы, здесь живущие, прошли тысячелетнюю историю, став единым телом. И в нас не может быть в принципе никаких противоречий, дающих право одним убивать других», – заявил Всеволод Напартэ.

В жаркую баталию, разделившую участников на два лагеря, превратилась вся последующая дискуссия, хотя убивать никто никого, к счастью, не призывал. Тем не менее, вызвала большое недоумение у многих возможность считать частью единого организма, например, олигархов, грабителей государственного масштаба, вывозящих народные богатства из страны. Напрашивается вывод, что если это и некая часть организма, то явно поражённая злокачественной опухолью.

Накала в дискуссии ничуть не уменьшили даже высказанные мною тезисы о том, что необходимость социализма в России видели даже такие правые консерваторы, такие как К. Леонтьев, и о том, что многие ценности, за которые сейчас выступают многие правые, можно было увидеть в Советском Союзе.

На следующей встрече 29 ноября обсуждалась не менее интересная тема «Левые и постмодерн». Развитие марксизма было обусловлено историческим решением большевиков и В.И. Ленина, решивших совершить революцию не в передовой капиталистической стране, как учил К. Маркс, но в аграрной, отстающей в производственном отношении и в становлении пролетарского класса стране, периферийной в экономическом отношении к европейской промышленной цивилизации.

Именно это решение – и предвидение – породило раздвоение в развитии марксистского учения: одна часть согласилась с практическим осуществлением идеалов Маркса вопреки некоторым положениям его теории, другая – осталась верна догмам его учения, отвергнув таким образом завоевания марксизма-ленинизма. Последние – троцкисты – стали предвестниками неомарксизма, породившего целый ряд парадоксальных течений в левом движении на сегодняшний день.

Неомарксисты, ярким представителем которых является Иммануил Валлерстайн, утверждали и утверждают, что никаких социалистических революций миру не нужно, пока не будет окончательно установлена капиталистическая мир-система. Только после этого единый планетарный класс нищих и обездоленных должен будет опрокинуть существующий порядок и начать строительство нового мира. В связи с этим представители левых взглядов, разделяющие эту идею, всячески способствуют распространению либеральных ценностей и капитализма, чтобы приблизить момент мировой революции. Таковы, например, неоконсерваторы в американском парламенте, которые своей политической программой принципиально ничем не отличаются от либералов, а также различные левые движения как на Западе, так и в России. Совершенно непонятно при этом, реальны ли такие перспективы, можно ли предполагать, что в условиях глобального капитализма с современными технологиями манипуляции и слежения можно будет сформировать революционный класс.

Участники дискуссии обсудили идеи левых идеологов постмодерна, указали на колоссальное влияние на современное состояние Франкфуртской школы, на иные общественные и антропологические представления в постмодерне, сформулированные такими левыми мыслителями, как Жиль Делёз, Феликс Гваттари и другие, которые колоссально меняют всю картину будущего в мировоззрении левых.

Но речь шла также и о том, что никакое государство или содружество государств в современном глобальном мире не может развиваться и быть независимым от мирового капитализма без применения опыта социалистических стран. Любое сопротивление глобальному либеральному порядку не может происходить без учёта и использования марксистского анализа.

Пути к такого рода сопротивлению были указаны марксистскими теоретиками другого направления, такими как Антонио Грамши, учитывавшими опыт марксизма-ленинизма и развивавшими учение К. Маркса в конкретной практической связи с Великой Октябрьской социалистической революцией и революциями в других странах.

На этом мероприятия, посвящённые Великому Октябрю в Иркутске, однако, не заканчиваются. Уже в это воскресенье, 10 декабря, в ИРНИТУ пройдёт молодёжная научная конференция «Российская цивилизация: история, проблемы, перспективы», основной тематикой которой станет Октябрьская революция. А в среду, 13 декабря, в отделе истории Иркутского областного краеведческого музея состоится очередная встреча цикла «Сто лиц Восточной Сибири». Она будет приурочена к 100-летию декабрьского вооруженного конфликта в Иркутске, положившему начало Гражданской войне в Сибири.

Михаил СЕУРКО, пресс-служба Иркутского ОК КПРФ
общество, дискуссионный клуб, теория, история

0 не понравилось

Добавить комментарий
Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
САЙТЫ
Личный кабинет
#########