Новости KPRF.RU
Доклад В.И. Кашина на парламентских слушаниях на тему: «Законодательное обеспечение и государственная поддержка развития малых форм хозяйствования в агропромышленном комплексе»


Доклад Заместителя Председателя ЦК КПРФ, Председателя Комитета Государственной Думы ФС РФ ...

Программа «Темы дня» (28.03.2024) на телеканале «Красная Линия»


В ВЫПУСКЕ: Долг погашен: Коммунисты Пушкинского горкома совместно с ЦК КПРФ помогли ...

В.И.Кашин принял участие в заседании Коллегии Россельхознадзора


28 марта 2024 года Заместитель Председателя ЦК КПРФ, Председатель Комитета ...

Рассвет ТВ. Ренат Сулейманов. Частному бизнесу не место в ЖКХ!


В последнее время Россияне встревожены ростом аварийности жилых домов, техногенными ...

Юрий Афонин в эфире «России-1»: У подавляющего большинства террористов мира один хозяин – западный империализм


Первый заместитель Председателя ЦК КПРФ Ю.В. Афонин принял участие в программе ...

Архивы публикаций
«    Март 2024    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 123
45678910
11121314151617
18192021222324
25262728293031
20 сен 14:26в области

«Судьба поколений». Вышла новая книга журналиста Павла Кушкина

Так называется новая книга известного журналиста Павла Кушкина, с которым встретился наш корреспондент Александр Глушков. Беседа вышла далеко за рамки книжной темы.

«Судьба поколений». Вышла новая книга журналиста Павла Кушкина

На снимке: На презентации книги Павла Кушкина «Судьба поколений» выступил секретарь Иркутского ОК КПРФ Владимир Аксёнов. В президиуме – автор книги Павел Кушкин и её герои – Леонид Ощерин, Юрий Беляев (крайний слева) и Валерий Ерохин (крайний справа).

- Павел Григорьевич, вот уже 13 лет, как ты не живёшь в Иркутске, но такое впечатление, что никуда и не уезжал. По-прежнему стабильно публикуешься в местных газетах, дружишь с телевидением и радио, проводишь турнир памяти нашего легендарного коллеги и фронтовика Льва Перминова, за это время написал и выпустил в свет более десяти книг. И вот очередная – «Судьба поколений». Кто её герои?

- Прежде всего – это наши земляки. Мы очень часто, как в романах, идеализируем своих героев, ищем в них черты чего-то необычного, выдающегося. А они, герои, между прочим, часто с нами пересекаются, живут по соседству.

Идея написать книгу, как заметил один из действующих лиц, родилась из желания «полистать страницы жизни близких нам людей, заглянуть вглубь судеб поколений». Перед нами родословная трех русских династий – Ощериных, Беляевых и Ерохиных, друг с другом совершенно не знакомых, но удивительно схожих по характеру, искренних и правдивых, по-житейски мудрых, от костей и плоти связанных с землей, умеющих работать на совесть и гордиться своим ремеслом. Крупным планом простые, но талантливые, сильные люди. Чем дольше я «заглядывал вглубь», тем ярче раскрывалось богатство душ этих людей, не сломленных ни страшными войнами, ни гонениями, ни другими всевозможными потрясениями, не изменившими своим принципам, для которых честь превыше себя.

- Широкому кругу читателей наиболее известны Ощерины: Афанасий Иванович – легендарный председатель колхоза 60-80-х годов, старший сын Анатолий – прославленный велогонщик, заслуженный тренер России, младший сын Леонид – многолетний глава по управлению имуществом администрации города Иркутска. Чем привлекли Беляевы и Ерохины?

-Давайте по порядку. Да, Ощерины – публичные личности, всегда на виду, но все ли мы знаем о их личном, пережитом? Ведь в святая святых пускают далеко не каждого. В журналистике я полвека и почти столько же лет пишу об Ощериных. Началось с Анатолия – великого велогонщика, почётного мастера спорта, воспитавшего плеяду таких же выдающихся учеников. Пахарь, характер – кремень, максималист, Анатолий Афанасьевич – один из лучших тренеров в истории иркутского спорта. Есть и другая фантастическая сторона одаренности – он обладал божественным голосом, его даже приглашали в профессиональный хор Шипунова, с которым он ездил на гастроли в Германию. Песня – его хобби, он стал своим в церковном хоре, куда спешил после работы как на святой праздник. И вдруг безжалостный врачебный диагноз – неизлечимая болезнь. Сила духа в нем жила до последнего. Зная приговор медиков, он не сдавался, мужественно боролся с недугом…

Через Анатолия я познакомился со всем семейством Ощериных. Удивительные люди. Афанасий Иванович – глыба, с неиссякаемой силой оптимистического характера. Солдат Великой Отечественной, не раз и не два смотревший смерти в глаза, кавалер орденов Ленина, Октябрьской революции, Отечественной войны 1-й и 2-й степени, Почетный гражданин Иркутского района. Принять разрушенное после войны хозяйство и вывести его в миллионеры мог только руководитель, глубоко веривший в будущее своих селян. Но сколько препонов ему приходилось преодолевать!... Меня потрясло событие семилетней давности, когда в Хомутово во Дворце культуры на 90-летие А.И. Ощерина собрались местные жители. Председательский пост Афанасий Иванович покинул три десятка лет назад, но такое ощущение, будто было вчера и перед нами не прошлое, а настоящее. В тишине переполненного зала трепетно и взволнованно звучали слова признания Человеку, оставившему яркий след на земле. Так жил и работал этот творец, создавший команду единомышленников и атмосферу единения рядовых колхозников, ведущих специалистов и правления.
Сыновья не остались работать в селе, но они достойно продолжали семейные традиции, став знаковыми личностями в своей сфере.

Юрия Беляева я впервые увидел еще мальчишкой на … футбольном поле в 1959 году. Он выступал за иркутскую команду мастеров «Энергия», которая встречалась в историческом матче на Кубок СССР с легендарным московским «Спартаком», в составе которого было семь олимпийских чемпионов. А поближе мы познакомились спустя лет 30, когда Юрий Константинович сам уже наблюдал за футбольными баталиями с трибуны. Многие знаменитости, оставив большой спорт, не могут найти себя в обычной жизни, Беляев таких проблем не испытал. У него было понимание, что футбол всего лишь увлечение, а для жизни требуется устойчивое ремесло. После окончания института народного хозяйства он уже в 28 лет занимал солидные посты, утвердившись в итоге в качестве заместителя директора крупнейшего производственного центра «Энергоремонт», посвятив энергетике свыше сорока лет. По его стопам пошли дети и даже супруга.

Юрий Константинович, отмечающий в этом году 80-летие, с теплотой вспоминает близких ему людей:

«Нашим предком в пятом поколении был матрос из Одессы, сосланный в глухую сибирскую деревеньку за бунт на корабле. А родственник по линии матери дядя Федя был полным Георгиевским кавалером, участвовал в знаменитом Брусиловском прорыве. Отец храбро воевал, закончив войну в Восточной Пруссии. Старший брат отца дядя Миша был бойцом ЧОНа, ловил бандитов и умудрялся в короткие периоды затишья готовиться к экзаменам в институте. В 1928 году Михаил Беляев занял пост наркома юстиции Восточно-Сибирского края.

Династию иркутских летчиков Ерохиных очень хорошо знают в Восточно-Сибирском управлении гражданской авиации: отца и двух его сыновей. Старший Ерохин во время Великой Отечественной войны совершил 60 ночных боевых вылетов за линию фронта, участвовал в прорыве блокады Ленинграда и других сражениях. Награжден боевыми орденами и медалями. А после войны свыше 30 лет «Отличник Аэрофлота», командир эскадрильи Василий Касьянович Ерохин бороздил иркутское небо. Летать с ним в одном экипаже считали за честь буквально все его коллеги, в том числе будущий писатель и политик Валерий Хайрюзов. «Таких летчиков по пальцам можно пересчитать», – отзывался он о своем командире.

Старший сын Валерий Ерохин, пилот первого класса, посвятил любимой профессии три десятилетия, летал на разных типах самолетов, побывал в самых отдаленных и малодоступных уголках Прибайкалья, посетил 43 страны мира.

Младший из Ерохиных Владимир в 1989 – 1990 годы попал в кровавое пекло, летая в Афган под ракетным огнем. Каждый рейс мог стать последним… Знала ли супруга, какой опасности подвергается ее муж? Скорее – догадывалась и терпеливо несла свой крест, не жалуясь на судьбу. Шла война, непонятная и ненужная, со своими безжалостными правилами. Так устроена жизнь, одно поколение сменяется другим, находя продолжение в детях, внуках и правнуках, что характерно героям книги.

- Павел Григорьевич, старейшая газета области «Восточно-Сибирская правда», в которой ты много лет работал, на пороге 100-летия. А вот 20 лет назад юбилей не состоялся. В своей предыдущей книге «Журналистская братия» ты называешь причину. Но эта оценка вызвала неоднозначную реакцию в журналистском сообществе. Одни поддерживают позицию автора, другие утверждают, что это сведение счетов… Давай перелистаем годы назад и остановимся на том, что же случилось в редакционном коллективе «Восточно-Сибирской правды» 20 лет назад?

- Все зависит от того, кто утверждает. Ведь я затронул тему профессионализма, чести, порядочности, без чего в журналистике делать нечего. Ничего не выдумал и не наврал, написал истину о беспределе и подлости, царившие в «ВСП» в канун 80-летия газеты. К какой справедливости мы, журналисты, можем призывать, если сами не в ладах с совестью? Я написал на основании достоверных фактов, отдавая себе отчет в том, что любая неточность даст повод «доброжелателям» организовать против меня грязную войну.

Скандал вспыхнул в конце 1997 года. Началось с того, что всплыла история закулисного сговора первых лиц редакции в строительстве квартир и массовой купли-продажи автомашин. На планерке я, как член редакционной коллегии и правления ООО «ВСП», попросил главного редактора разъяснить ситуацию. Тот нервно поведал, что квартиры строятся для нашего же блага, а машины имеют свойство ломаться, поэтому закупаются новые. Как выяснилось, под благом подразумеваются квартиры для самого редактора и его ближайшего окружения, несмотря на то, что у них и так было роскошное жилье, данное им бесплатно в своё время Иркутским ОК КПСС. На что редактор, не моргнув глазом, отчеканил: «В квартирах нуждаются повзрослевшие дети».

О детях, понятно, нужно заботиться. Но почему за счет редакции, многие сотрудники которой остро нуждались в жилье? Ответа не последовало, зато я и группа ведущих сотрудников, открыто выразивших несогласие, попала в черный список. Обстановка накалилась, наружу вылезли и другие финансовые манипуляции. И тогда было решено провести 4 декабря внеочередное чрезвычайное собрание коллектива. Нельзя было допускать раскола в преддверии юбилея газеты, о чем инициативная группа известила первых лиц области: губернатора, председателя Законодательного собрания, представителя президента РФ в Иркутской области. Первые лица ответили … гробовым молчанием.

Вся эта история освещалась в прессе, процитирую характерные высказывания:

«На собрании прозвучала резкая критика действий редактора и его ближайшего окружения. Было высказано недоверие заместителю редактора Гимельштейну и заместителю по коммерческим вопросам Козлову, усилиями которых финансовые доходы распределялись в кричащей диспропорции. Все попытки ревизионной комиссии проникнуть в финансовые отчеты и выяснить реальное положение дел, натолкнулось на яростное сопротивление редактора и его замов. …Гимельштейн и Козлов, заварившие эту кашу, на собрание не явились. Видимо, попросту испугались, что придется отвечать. Для них газета – трамплин к власти и многие сотрудники открыто заявляли, что не желают, чтобы редакцией управляли чуждые её интересам люди».

Нужно сказать, что Гимельштейн и Козлов появились в редакции недавно, но за короткое время сумели развить бешеную инициативу в коммерческих вопросах, держали в руках все нити распределения доходов от рекламной деятельности. Всем было очевидно, что они подсадили главного редактора «на финансовую иглу» и тот поплыл, не удержался от соблазна наживы. На собрании выглядел жалко, признал критику во многом справедливой и попросил время для исправления недостатков.

Чем закончилось устранение недостатков, стало известно 31 декабря. Сошлюсь опять на газетное выступление: «За несколько часов до Нового года редактор «ВСП» уволил самых лучших, талантливых сотрудников, не умеющих «заглядывать в рот «хозяину» и пресмыкаться: обозревателей Светлану Верещагину, Павла Кушкина, Сергея Кеза, корреспондента Олега Гулевского и руководителя службы информации Элеоноры Кез. Какими либо объяснениями документ обременен не был…»

Скажу больше: несправедливым увольнением были возмущены десятки известных мастеров пера и эфира, областной Союз журналистов, свой протест выразили предшественники главного редактора Елена Яковлева и Валерий Никольский, многие годы руководившие «ВСП», люди кристальной порядочности, уважавшие и ценившие нелегкий труд своих коллег. Удивление действиями редактора высказали академик РАМН Сергей Колесников, легендарные спортсмены и тренеры Константин Вырупаев, Виктор Седых, Татьяна Гойшик, Вячеслав Соловьев и многие другие.

В заявлении была выражена четкая мысль: «Расправа преследует главную цель – запугать, заткнуть рот тем, кто имеет свое мнение, пытается противостоять диктаторской политике администрации. …Выражаем категорическое несогласие с приказом редактора, который попирает честь и достоинство журналистов, подрывает авторитет газеты и демократические принципы».

Еще одна красноречивая цитата: «Большой праздник для многих и многих поколений журналистов и читателей в связи с 80-летним юбилеем «Восточно-Сибирской правды» испорчен. Какой же это юбилей без юбиляров?»

Ни добавить, ни убавить, а уж читателям самим решать, кто прав в этой истории. Юбилей, как и ожидалось, не состоялся, иначе его бы восприняли, как «пир во время чумы». Лишь через пять лет отмечали очередной юбилей. Но странное дело: на вечере не вспомнили тех, с чьим именем связана большая и славная история газеты, в том числе Е.И. Яковлеву. А уж уволенных – тем паче. Почести достались редактору, по сути, развалившему с приспешниками сильную редакцию. Очень скоро спровадили и самого редактора, вынесли, как ненужный шкаф. На «трон» взошел Гимельштейн, что и требовалось. А Козлов упорхнул за кордон.

Что касается уволенных, то они не растворились в журналистском сообществе: даже сейчас, по прошествии двух десятков лет, все при деле, уважаемые и авторитетные творческие люди.

- Как думаешь, на 100-летие «ВСП» тебя и других уволенных пригласят?

- О нас даже не вспомнят, это не в характере Гимельштейна. У него принцип: «кто не с нами, тот против нас». Ничего святого.

-Не любишь ты А. Гимельштейна…

-Мягко сказано. Я прожил интересную журналистскую жизнь, исколесил родное Прибайкалье вдоль и поперек, поездил по миру, освещал крупнейшие планетарные спортивные события, в том числе Олимпийские игры в Москве, Барселоне, Атланте, но самое главное – мне посчастливилось работать и общаться с удивительными личностями. Горжусь, что набирался опыта у настоящих профессионалов – Льва Перминова, Леонида Мончинского, Владимира Ивашковского, Бориса Новгородова, Николая Волкова. Для них чувство товарищества было превыше всего. А для гимельштейнов это пустой звук, они любят только себя и деньги. У нас разные ценности. А в честь 100-летнего юбилея газеты у меня есть, где и с кем поднять бокал шампанского. Так что обойдёмся без Гимельштейна и ему подобных…

- В зале собрались близкие и друзья автора книги и его героев.

Беседовал Александр ГЛУШКОВ

«Приангарье», № 39 (831)
память, общество, Аксенов

0 не понравилось

Добавить комментарий
Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
Опрос посетителей
САЙТЫ
Личный кабинет
#########