Новости KPRF.RU
Доклад В.И. Кашина на парламентских слушаниях на тему: «Законодательное обеспечение и государственная поддержка развития малых форм хозяйствования в агропромышленном комплексе»


Доклад Заместителя Председателя ЦК КПРФ, Председателя Комитета Государственной Думы ФС РФ ...

Юрий Афонин в эфире «России-1»: У подавляющего большинства террористов мира один хозяин – западный империализм


Первый заместитель Председателя ЦК КПРФ Ю.В. Афонин принял участие в программе ...

Сергей Обухов – «Независимой газете»: При наличии политической воли, возможно все, а пока «живем по поговорке – «пока гром не грянет, мужик не перекрестится»


Отчет правительства в Госдуме пытаются привязать к теракту 22 марта. Перед отчетом ...

Программа «Темы дня» (27.03.2024) на телеканале «Красная Линия»


В ВЫПУСКЕ: Поколение героев: В стенах Госдумы чествовали подростков, которые спасали ...

Николай Харитонов провел встречу с Министром по развитию Дальнего Востока и Арктики Алексеем Чекунковым


Мероприятие состоялось 27 марта в Государственной Думе и было приурочено к ежегодному ...

Архивы публикаций
«    Март 2024    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 123
45678910
11121314151617
18192021222324
25262728293031
29 июл 21:54в области

К 100-летию Революции. Проект организации Советской власти в Сибири или конституция для Центросибири

Данный проект родился в тяжелое время для молодой Республики Советов. Конструирование органов Советской власти в Иркутской губернии шло медленно, в некоторых местах к февралю 1918 года о ней еще не знали, либо не были созданы Советы крестьянских депутатов на платформе поддержки, а не противодействия Советской власти.

К 100-летию Революции. Проект организации Советской власти в Сибири или конституция для Центросибири

Огромное значение для закрепления победы Революции и дальнейшего развертывания преобразований имел II Всесибирский съезд Советов в Иркутске (23-28 февраля 1918 г.). В новый состав Центросибири вошли членами и кандидатами: 25 большевиков, 11 левых эсеров, 4 эсера-максималиста, 4 анархиста, 2 объединенцев социал-демократов.

Председатель Центросибири большевик Б. Шумяцкий открывал съезд со словами: «Над Сибирью занялась уже заря всеобщего трудового объединения. Рабочий, солдат и крестьянин, а ныне и трудовой казак, все слились в единую могучую рать социалистической революции. Сибирские Совдепы одно из звеньев этой великой цепи, одна из колонн борцов за освобождение человечества от власти капиталов…». (1, с. 211)

Съезд принял ряд важных документов, определявших жизнь Сибири и позицию самого съезда по важным вопросам революционного борьбы: резолюцию о мире (в ней говорилось о том, что подписание мира с Германией может привести к роковой ошибке, которая нанесет серьёзный удар для развития Революции и Интернационала), тезисы по культурно-просветительской деятельности (задачей Советов становилось широкое социалистическое образование и воспитание масс, а также приведение в жизнь плана всеобщего обучения, создание социалистической гимназий и курсов политграмоты), тезисы по организации отдела труда и промышленности и созданию Всесибирского совнархоза, резолюции по продовольственному вопросу и борьбе с спекуляцией, утвердил проект организации Красной армии и Красной гвардии Сибири и принял проект организации Советской власти в Сибири. (1, с.215-240)

Проект организации Советской власти в Сибири был предложен Ф. Лыткиным и утвержден 26 февраля 1918 года, он стал основным документом, по которому и строилась организация власти и управления в Сибири.

Рассмотрим каждый уровень организации Советской власти: городской, сельский, волостной, уездный, губернский и общесибирский.

Вся власть в городе принадлежала городскому Совету рабочих и солдатских депутатов, который избирался на 6 месяцев. Право представительства в нём принадлежало группам трудящихся, объединенным по производствам и профессиям, а также воинским частям и трудовой интеллигенции, стоявшей на платформе признания Советской власти. Правом голоса пользуются трудящиеся и члены их семей начиная с 18-летнего возраста, бывшие полицейские и жандармы могли только избирать, но не быть избранными, а полностью лишаются избирательных прав служащие охранных отделений.

Из состава Совета избирался Президиум в составе трех человек, который созывал собрания Совета, ведет протоколы заседаний и следит за выполнением постановлений Совета.

При Совете образовывались отделы для разработки вопросов по каждой отрасли городской жизни и хозяйства, а также выработки практических планов, общего контроля над работами исполнительных органов Советов: финансов, совнархоз, труда, народного просвещения, судебный, управления общественным недвижимым имуществом, городского хозяйства, военных дел, продовольствия, почты и телеграфа.

Помимо этого, пленарным заседанием Совета избирался городской Совет народных комиссаров, который являлся исполнительным органом Совета и проводит в жизнь постановления Совета.

Совет устанавливал размер оплаты труда членов Советов, работников отделов и служащих. Он же выделял из своей среды ревизионную комиссию, которая должна была ведать ревизией дел всех органов, работающих при Совете, данная комиссия избиралась сроком на полгода. Члены ревизионной комиссии не должны были входить ни в один из органов при Совете. (1, с.241-245)

На более мелком уровне (поселок, аул, село и деревня) высшим местным органом являлся сход трудящегося населения обоего пола. В него не могли входить торговцы, владельцы предприятий использующие наемный труд, священники, бывшие служители правопорядка.

Основными вопросами деятельности схода были: земельные задачи (заведование земельными и лесными угодьями, правильное распределение усадебных мест, проведение в жизнь инструкций Всероссийского крестьянского съезда), хозяйственные вопросы (устройство и управление предприятиями на селе и сельской лавкой), вопросы сельского благоустройства (поддержание в исправном состоянии дорог, мостов, общественных построек и выработка плана заселения деревни), проведение в жизнь мероприятий по охране жизни и здоровья, вопросы народного просвещения, налоговые вопросы, а также заведование сельской Красной гвардией и пожарной командой.

На общем сходе избирался сельский или деревенский комитет в составе не менее трех человек на срок 6 месяцев. Данный комитет созывал не реже одного раза в две недели сход. (1, с. 245-248)

В более крупных поселениях, где насчитывалось более 300 дворов от каждого десятка правомочных граждан и гражданок избирался 1 представитель в Совет сельских депутатов. Если дворов более 500, то норма представительства могла быть увеличена до 1 на 30 человек.

Если в сельской местности имеется фабрично-заводское население, то создается сельский Совет рабочих депутатов, который объединяется с представителями трудового крестьянства в сельских Советах рабочих и крестьянских депутатов. Совет сельских депутатов обладал все теми ж правами и обязанностями, что и сельские сходы.

Особенностью организации Советской власти считается тот факт, что депутат, не посетивший трех заседания Совета без уважительных причин, автоматически выбывал из его состава, а на его место избирался новый депутат.

Совет сельских депутатов избирался исполком в составе не менее 5 лиц, круг их обязанностей, условия работы и оплаты труда схожи с полномочиями Президиума городского Совета, также избиралась ревизионная комиссия. (1, с. 248-250)

Следующий уровень организации Советской власти – съезд волостных депутатов. На него могли делегировать своего представителя все поселения, имеющие от 50 до 100 избирателей, которые отправляли на съезд одного своего представителя. Съезд волостных депутатов собирался не реже двух раз в год.

Круг деятельности съезда волостных депутатов повторяет описанные выше обязанности и полномочия, а также основные вопросы деятельности сельских сходов. Аналогичным образом повторялась конструкция волостного исполнительного комитета и ревизионной комиссии. (1, с.251-254)

Еще один уровень организации Советской власти – съезд уездных депутатов. Представителями на нем могли быть только те люди, которые были избраны на съезде волостных депутатов. Норма представительства была следующей: по одному представителю на каждые 500 или 1000 избирателей. Съезд собирался также, как и волостной – не реже двух раз в год.

При съезде уездных депутатов создавались следующие отделы: земельный, народного образования, сельскохозяйственный, медико-санитарный, продовольственный, технико-строительный, дорожный, финансовый и др. Также создавался уездный Совет народных комиссаров и ревизионная комиссия. (1, с. 255-257)

Предпоследним уровнем организации Советской власти считался съезд губернских депутатов. На него отправлялись представители волостных съездов депутатов, городских Советов губернии. Норма представительства была следующей: по одному представителю на каждые 2000 избирателей, по одному представителю от волости имеющих избирателей не менее 2000.

Круг деятельности съезда губернских депутатов, организация губернского Совета народных комиссаров и ревизионной комиссии схож с вышеописанным кругом деятельности съездов волостных и уездных депутатов. (1, с.257-259)

Наконец, самым высшим уровнем считался съезд сибирских депутатов. На него отправлялись представители, избранные съездом уездных депутатов, представители промышленных пунктов (шахты, ж/д станции и поселки) и городов – это могло привести к тому, что уменьшалось число делегатов от уездного съезда. Норма представительства была следующей: съезды (уездные) или Советы депутатов, объединявшие 5-10 тыс. чел = 1 представитель, а сверх этого на каждые 10000 избирателей по одному представителю.

Съезд сибирских депутатов мог созываться только Центросибирью не реже двух раз в год. Он же избирал из своего состава ревизионную комиссию и Центральный исполнительный комитет, который создавал при себе отделы и управления: военный, финансовый, юстиции, иностранных дел, внутренних дел и другие.

Исполнительным органом съезда и ЦИК считался Сибирский совет народных комиссаров, комиссаром которого мог быть избран и не член съезда сибирских депутатов. Сибирский совнарком не реже одного раза в месяц должен был давать отчет о своей деятельности Центросибири. (1, с. 260-262)

На этом проект и заканчивался, описав всю структуру власти и управления в Сибири, полномочия и права органов власти, норму представительств на съездах советов и вопросы связанные с контролем деятельности Советов.

27 февраля 1917 года В.И. Ленину было отправлено донесение об избирании и составе Сибирского совнаркома. Председателем Сибирского СНК стал Борис Захарович Шумяцкий, комиссарами: по военным делам – Сергей Георгиевич Лазо, Козьма Гаврилович Лопатин и Тор Максимилианович Стремберг, внутренних дел – Федор Матвеевич Лыткин, иностранных дел – Григорий Спиридонович Вейнбаум, земельных – Дмитрий ТереньетвичТананайко, просвещения – Пантелеймон Федорович Парняков, труда и промышленности – Вячеслав Сергеевич Прокопьев, финансов – Яков Давыдович Янсон, продовольствия – Николай Иванович Коростелев, юстиции – Иван Семенович Постоловский, государственных имуществ – Ада Павловна Лебедева, государственного призрения – Леонид Абрамович Шепшелевич, путей сообщения – представитель Главного железнодорожного комитета, почт и телеграфов – представитель почтово-телеграфных объединений, управляющий делами Совнаркома – Меер Абрамович Трилиссер.

В Сибирский совнарком вошло 11 большевиков и 4 левых эсера. (2, с. 107) Данный исполнительный орган Всесибирского съезда Советов и Центросибири так и не успел раскрыть свой потенциал, большую половину его функций вскоре забрали отделы Центросибири, и он распался как целостный орган.

Нужно подчеркнуть позицию Советского правительства, которое считало ход государственного строительства в Сибири естественным и поддерживало его, но было категорически против создания самостоятельного сибирского комиссариата по иностранным делам. Председатель Совнаркома В.И. Ленин отправил 13 апреля 1918 года срочную телеграмму в Иркутск, в которой он писал: «В ответ на вашу записку об иностранном комиссариате при Центросибири и о самостоятельности Сибири считаю нужным сообщить, что, по мнению Совнаркома, нет никакой необходимости в иностранном комиссариате при Центросибири; так называемая самостоятельность Сибири только облегчит формально дело аннексии с Востока… Предлагаю ограничиться автономией Сибири, как неразрывной части России, и остановиться на институте комиссаров при Народном комиссариате по иностранным делам, от которого вы будете получить директивы и именем которого вы будете действовать». (3, с. 366)

Стоит отметить и тот факт, что данный проект, называемый иногда «сибирской конституцией» и разработанный за несколько месяцев до первой Конституции РСФСР, мог внести окончательный порядок на всей территории Сибири и Дальнего Востока, установить стройную систему советских органов, определить их функции и состав, создать единую вертикаль народной власти и управления. Проект организации Советской власти должен был многообразное революционное творчество масс подчинить единой и ясной цели, покончить с беспорядочностью и стихийностью в государственном строительство, не допускать в работе Советов местничества, анархизма и сепаратизма.

Ведь неналаженность аппарата Советов, отсутствие кадров и опыта, а также слабая связь с Советами приводило к тому, что Советы действовали вразброд, не подчинялись директивам Сибирского ЦИК, но и, к сожалению, возникли сепаратистские устремления, местничество и анархизм, что привело к тому, что большая половина идей проекта осталась нереализованными.

Перед Центросибирью в тот период остро стояла задача борьбы с местническими и сепаратистскими тенденциями, которые усилились весной 1918 г. К примеру, 25 марта 1918 г. исполком Омского областного Совета рабочих, солдатских и крестьянских депутатов решил присвоить президиуму исполкома наименование Совет народных комиссаров, 30 апреля Дальневосточный краевой исполнительный комитет реорганизуется в Совет народных комиссаров.

В апреле была провозглашена Амурская Советская Социалистическая Республика, образуются «совнаркомы» в г. Троицкосавске (Кяхта) и в других местах. Ими руководили, как правило, верные делу революции большевики, иногда не желавшие признавать «промежуточного», как они считали, органа между ними и Совнаркомом РСФСР, либо в их работе участвовали левые эсеры и анархисты. В конечном итоге сепаратизм был на руку врагам Советской власти, что особенно сказалось во время вооруженной борьбы летом 1918 г. и привело к ее временному поражению.

Список литературы:
1. Борьба за власть Советов в Иркутской губернии (октябрь 1917 г. - июль 1918 г.): сборник документов / ред. И. А. Воржев. – Иркутск: Иркутское книжное издательство, 1957. – 423 с.
2. Подвиг Центросибири 1917-1918: сборник документов / сост. В. Т. Агалаков [и др.]. – Иркутск: Восточно-Сибирское книжное издательство, 1986. – 479 с.
3. Ленин В. И. Полное собрание сочинений. — 5-е изд. — М.: Издательство политической литературы, 1970. — Т. 50. – 633 с.

Алексей ЛАВРОВ, студент ОГБОУ ВО «Братский государственный университет», г. Братск
история, революция

0 не понравилось

Добавить комментарий
Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
Опрос посетителей
САЙТЫ
Личный кабинет
#########