Новости KPRF.RU
Дмитрий Новиков вручил дипломы выпускникам Центра политической учебы ЦК КПРФ


В Центре политической учёбы ЦК КПРФ состоялось вручение дипломов выпускникам очередного ...

Рассвет ТВ. Николай Арефьев: " Я за национализацию банковской системы!"


Наличие у коммерческих банков полной "свободы рук" привели их к фактическому ...

Геннадий Зюганов: “Либо фашизация целых стран и мировая война, либо движение к социализму!”


В Центре политической учебы ЦК КПРФ состоялась встреча слушателей 53-го потока с лидером ...

В.И. Кашин принял участие в расширенном заседании в Национальном Центре Управления в кризисных ситуациях МЧС России


Заместитель Председателя ЦК КПРФ, Председатель Комитета Государственной Думы по аграрным ...

Дмитрий Новиков и Александр Дугин на Первом канале у Дмитрия Саймса: точки согласия и острая полемика


Сегодня вечером в эфир Первого канала выходит очередной выпуск программы «Большая ...

Архивы публикаций
«    Апрель 2024    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930 

Михаил Гезунгейт: вспоминая с теплотой и грустью

С теплотой и с чувством глубокого уважения, как и вся музыкальная общественность нашего города, вспоминаю о Михаиле Семеновиче Гезунгейте. И очень счастлив, что мне представилась возможность знать его и общаться с ним. В далеком 1960 году я взял интервью у Михаила Семёновича о рождении городского любительского оркестра русских народных инструментов. Разговорились. Узнав, что я играл на балалайке и контрабасе во Дворце пионеров, Михаил Семенович сказал: «Вот контрабасист-то мне и нужен». Пришёл на репетицию. Познакомился с оркестрантами. Понравилось. Я и теперь горжусь, что был участником этого талантливого коллектива.

Михаил Гезунгейт: вспоминая с теплотой и грустью

В юности Михаил Гезунгейт занимался в оркестре русских народных инструментов во Дворце пионеров и школьников у К.А. Заболоцкого. В годы Великой Отечественной войны получил тяжёлое ранение и был комиссован. Победу далее уже ковал в тылу – на оборонном заводе.

А в 1946 году, став студентом Иркутского государственного университета, активно взялся за создание в вузе оркестра русских народных инструментов. Почему? Потому что с детства пристрастился к балалайке. Любовь к ней родилась во дворе, где жил впечатлительный мальчишка, ибо, как и всюду, здесь звучали переливы гармони, трели домры, нежные аккорды балалайки.

Комитет комсомола ИГУ поддержал инициативу первокурсника. Но денег на инструменты не было. Однако, дали добрый совет: обратитесь к завхозу, авось, старые где-нибудь завалялись. И Михаил обнаружил их на сеновале, где хранились корма для университетских лошадей. Но у балалаек и домр был жалкий вид: деки сломаны, оборваны струны.

Недолго горевал организатор оркестра, ибо вспомнил о Николае Федоровиче Матвееве. Иркутяне называли его местным Страдивари за редкостное умение ремонтировать музыкальные инструменты. И, погрузив груду балалаек и домр в повозку, помчался к знаменитому мастеру.

Спустя некоторое время оркестр ИГУ дал первый концерт. Затем Михаил Семёнович руководил таким же коллективом во Дворце культуры «Нефтехимик» города Ангарска.

Весной 1960 года в Москве было созвано Всероссийское совещание руководителей оркестров русских народных инструментов, посвященное дальнейшему развитию этого жанра у нас в стране. На этом совещании был и руководитель ангарского городского оркестра народных инструментов.

Вскоре директор областного Дома народного творчества Георгий Люрис предложил Михаилу Семёновичу организовать городской любительский оркестр русских народных инструментов в Иркутске.

Михаил Семёнович, вспоминая то время, говорил: – Создание коллектива было сопряжено с большими организационными трудностями: нехваткой инструментов, недостатком нот, отсутствием постоянного репетиционного помещения.

А 5 октября 1960 года в газете «Советская молодёжь» напечатали мою заметку «Скоро первый концерт». В ней упоминалось, что в 1960 году зазвучат в Иркутской области сто народных оркестров. И сотым оказался наш любительский городской оркестр русских народных инструментов. В нём три концертмейстера и главный дирижер – Михаил Гезунгейт.

В сентябре 1960 года состоялась первая репетиция. Как сейчас помню: Михаил Семёнович с живой искоркой в глазах рассказывал увлекательно о замечательной жизни создателя оркестра русских народных инструментов – Василия Андреева, исполнителя-виртуоза на балалайке.

Михаил Семёнович, как и Василий Васильевич, был пламенным пропагандистом народных инструментов. Где только не побывал наш оркестр: в воинских частях, у лесорубов, а осенью наш оркестр решением Иркутского обкома КПСС в период уборки урожая весь сентябрь давал концерты труженикам села: от Иркутского района до Качугского. Сельские жители с нетерпением ждали нашего приезда. С восторгом слушатели встречали «Плясовую» иркутского композитора Павла Гоголёва, написанную специально для нашего оркестра. Из классики сельчанам больше всего нравилась «Осенняя песня» П.И. Чайковского и песня «Сольвейг» к драме Ибсена «Пер Гюнт» в исполнении талантливой и очаровательной солистки Нины Науменко. На бис встречали и итальянскую народную песню «Ласточка». Тепло встречали сельчане и солистов-мужчин – Леонида Пащенко /тенор/, Владимира Глушкова /бас/.

Нам, юным тогда оркестрантам, крупно повезло: в оркестре с нами были известные талантливые инструменталисты – Леонид Каменский, Павел Можаров, Всеволод Чусов...

Общение с ними воспитывало в нас чувство любви к русской народной и классической музыке, стремление играть так, как они. И через любовь к искусству рождалась любовь к Родине.

В оркестре создавались и свои произведения: солист оркестра Леонид Пащенко написал на слова руководителя Михаила Гезунгейта песни о нашей малой родине: «Сказ об Иркутске», «Баллада о Байкале», «Где б я только ни был», «Сибиряк-партизан».

Иркутский композитор Павел Гоголев написал для оркестра сюиту «Сельские эскизы», написанную по материалам сибирского фольклора. Множество оригинальных обработок сделали для оркестра его участники Всеволод Чусов и Евгений Медведев.

За период с 1960 по 1975 год на селе было дано свыше 400 концертов. А всего за этот период их было дано 750. Вот такой творческий запал был у Михаила Семёновича и его соратников в сфере народного искусства.

Михаил Семёнович был очень гуманным, но требовательным, общительным и жизнерадостным. Он знал многих, и многие знали его. Помню, в последних числах декабря 1962 года в Новосибирске состоялась творческая конференция руководителей оркестров народных инструментов. Присутствовал на ней и дирижёр нашего городского оркестра.

Михаил Семёнович пригласил побывать в нашем городе заслуженного деятеля искусств РСФСР И. М. Гуляева.

И вот Иван Матвеевич в январе 1963 года знакомится с музыкальной жизнью нашего города. Побывал и у нас на репетиции. Под его управлением оркестр исполнил два произведения: «Музыкальный момент» Шуберта и «Шведскую мелодию» Свендсена. Иван Матвеевич очень тепло отозвался о солистах Леониде Пащенко и Нине Науменко.

После репетиции он рассказал оркестрантам о профессиональных коллективах народных инструментов, об их творчестве. До глубокого вечера затянулась эта увлекательная беседа.

И таких творческих встреч было много. Михаил Семёнович развивал в нас чувство прекрасного, учил правильно воспринимать музыкальные произведения, формировал творческий потенциал, столь необходимый в любой профессии.

Нас, оркестрантов 60-х годов, увы, остались единицы. Но и я, и Володя Кудрявцев, руководитель оркестра Дворца детского и юношеского творчества, и Толя Сливин, ныне пенсионер, и Сергей Остроумов, бывший собкор АПН, с теплотой и грустью вспоминаем то прекрасное время, когда мы, совсем еще юные, брали в руки инструменты, а Михаил Семёнович спокойно, с улыбкой глядя на нас, возглашал: «Ну что, начнём…».

Виталий ЧЕРОШНИКОВ, бывший контрабасист городского оркестра народных инструментов 60-х годов, ныне руководитель студии «Репортёр»
«Приангарье», № 7, 2017
история, персоналии, культура

0 не понравилось

Добавить комментарий
Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
Опрос посетителей
САЙТЫ
Личный кабинет
#########