Новости KPRF.RU
Доклад В.И. Кашина на парламентских слушаниях на тему: «Законодательное обеспечение и государственная поддержка развития малых форм хозяйствования в агропромышленном комплексе»


Доклад Заместителя Председателя ЦК КПРФ, Председателя Комитета Государственной Думы ФС РФ ...

Н.А. Останина и С.В. Богатыренко посетили Всероссийский детский оздоровительный центр «Алые паруса» в Крыму


Первый секретарь Крымского отделения КПРФ Сергей Васильевич Богатыренко вместе с ...

Г.А. Зюганов о заказчиках преступления в Крокус Сити Холле в интервью на радио «Комсомольская правда»


Интервью Председателя ЦК КПРФ Г.А. Зюганова. - Сейчас идет очень активное расследование ...

Сергей Обухов - «Красной линии»: Опыт Белоруссии должен стать основой для миграционной политики России!


Депутат Государственной Думы, член Президиума, секретарь ЦК КПРФ, доктор политических ...

Программа «Темы дня» (28.03.2024) на телеканале «Красная Линия»


В ВЫПУСКЕ: Долг погашен: Коммунисты Пушкинского горкома совместно с ЦК КПРФ помогли ...

Архивы публикаций
«    Март 2024    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 123
45678910
11121314151617
18192021222324
25262728293031

Гимельштейн и пустота

Волна «праведного гнева», возбуждённого увольнением А. Гимельштейна с поста директора Иркутского художественного музея, начинает откатываться назад, снижается накал страстей, стихает шум. И хотя справедливость восторжествовала, но всё равно как-то неуютно на душе. Ведь конфликт вокруг увольнения Гимельштейна стал своеобразной проверкой иркутского общества. Все ли выдержали? В том-то и вопрос.

Гимельштейн и пустота

Региональный министр культуры Ольга Стасюлевич выразила сожаление по поводу бури раздражения, вызванной увольнением директора. Уважаемая Ольга Константиновна! Прежде всего, большое спасибо за принятие столь серьёзного решения. Но информацию о реакции на принятые меры Вы получаете в текстах электронных СМИ. А они отражают моё мнение, моих друзей, знакомых? Увы. А ведь все мы при получении такого известия глубоко вздохнули. Скажу больше. В конце прошлогоднего сентября один мой знакомый, поздравив с победой Левченко на выборах, разразился жуткой тирадой:

- Вы, коммунисты, куда смотрите?! Вы не понимаете, что такое художественный музей?! Там такие ценности! Как можете держать на посту руководителя такого человека там?!

По роду своей деятельности я далёк от храмов искусства, но тоже с большой горечью воспринял то назначение. Тревожили не возможные материальные потери, а переориентация храма искусства. Если переименование улицы имени большевика Якова Бограда, которое так приветствует Гимельштейн, проводилось под флагом «восстановления исторической справедливости», «восстановления подлинных имён», «уважительного отношение к старине», то здесь мог быть иной разворот. И он уже ощущался во всхлипах сторонников этого господина. Они проговаривались об ориентации на так называемое современное искусство. А великий Репин? Он уже надоел. Это прозвучало на одном из иркутских сайтов. Вот такой поворот и тревожил. Или вопросы сохранности картин. Об этом забил тревогу директор музея «Тальцы» Владимир Тихонов.

К счастью, Гимельштейн уволен. На второй день после происшедшего снова обратился ко мне мой знакомый и поздравил со смелым решением. Понимаю, что здесь свою роль сыграла и твёрдость губернатора Сергея Левченко. Среди всех моих знакомых – радость и удовлетворение. Но разве это отношение к случившемуся отразят сайты определенного направления? Уверен: Вас, Ольга Константиновна, а также правительство области и губернатора С.Г. Левченко поддерживает куда больше граждан, причём граждан более просвещённых, имеющих хотя бы некоторое представление об искусстве.

И в то же время недоумение министра культуры по поводу шумихи в различных электронных СМИ можно понять. Мы воспитывались в другое время, в атмосфере высоконравственной. Были светлые идеалы, людей судили по делам, а не по словам. Все серьёзные кадровые перестановки производились без шума и гама. Освобождают в Иркутске, допустим, первого секретаря обкома КПСС С.Н. Щетинина, человека легендарного (во время Великой Отечественной войны на временно оккупированной территории Семён Николаевич руководил Сталинским подпольным обкомом компартии) и формулировка звучит простая. «В связи с переходом на другую работу», едет послом в Монголию. Следом поступает устная позитивная информация. Как же. Теперь он на дипломатической работе будет.

Снимают Н.В. Банникова за просчёты, допущенные в аграрной сфере – и здесь СМИ не злорадствуют, не трещат. Всё-таки, по свидетельству ветеранов, и Щетинин, и Банников сделали чрезвычайно много для развития Иркутской области.

Опустимся на ступеньку-другую ниже. Творческие организации. В Иркутском отделении Союза писателей вместо, допустим, Марка Сергеева председателем правления хотят избрать Ростислава Филиппова. Избрали. Но известие это нисколько не будоражило областной центр. Время от времени обновлялось руководство иркутского отделения Союза художников. Мы слышали какой-то шум по этому поводу? Нет. Менялись главные режиссёры театров, главные дирижёры симфонического оркестра. Возможно, где-то и возникали острые дискуссии, от кого-то справедливо отказывались, иных без серьёзных оснований на то снимали. Но не замечалось тогда чрезмерного волнения в обществе или, точнее, не выплёскивалось оно наружу, за пределы своей творческой группы или группировки.

Нас другое тогда привлекало, порою завораживало. В советские времена в Иркутске творили интереснейшие личности. Яркие, самоотверженные люди стояли у истоков духовной сферы. Алексей Фатьянов, возглавлявший художественный музей и так много делавший для обогащения фондов и приобщения нас к высокому искусству. Владимир Сухиненко, выдающийся музыковед, который очень часто своим вступительным словом перед исполнением большого музыкального произведения вводил в мир музыки. Ольга Янковская, музыкант, композитор знакомила с интереснейшей органной музыкой. Валентин Распутин. Имя это великое, но уже в 70-е годы возникало, к сожалению, неоднозначное отношение к нему. Всё сильнее ощущался Александр Вампилов, так рано, так трагически ушедший от нас. Вот эти люди, их коллеги, число которых более чем велико, и были кумирами духовности, общение с ними – а они были очень даже доступны и сами радовались встречам с нами, – и побуждали углубляться в мир искусства, расширять свои познания.

А что недавно творилось в электронных СМИ Прибайкалья в связи с увольнением дилетанта с поста директора художественного музея?! С ума, что ли, иные корреспонденты (и их хозяева) посходили? Возмущались, негодовали, острили, ёрничали, передёргивали факты. До небес возносили своего героя, роняя в то же время его оппонентов. Он – издатель газеты, заведующий кафедрой журналистики в Иркутском госуниверситете, там же избран почётным профессором. Возглавляет комиссию по топонимике в Иркутске. Член Общественной палаты. Я ничего не пропустил? Или сказанного достаточно, чтобы понять, какой огромный груз взвалил на свои плечи А. Гимельштейн? Его сторонники и поклонники, как бы предвидя подобную иронию, многократно утверждали, что он – это такая личность … Писатель. Публицист. Журналист. Историк. Председатель регионального Союза журналистов. И даже – кандидат исторических наук. Ну, прямо-таки титан эпохи Возрождения. Стал разбираться с последними характеристиками. И что же увидел?

Писатель. Два дня напрягался, пытаясь вспомнить и его произведения, и творения нашего времени. До сих пор помню, с каким упоением читал в детстве книгу иркутянина Константина Седых «Даурия». Яркий след в литературной жизни нашего края, да и Сибири оставили его коллеги писатели-фронтовики Леонид Огневский, Владимир Козловский, Лев Кукуев. А в конце 60-х ярким метеором пронёсся Геннадий Машкин со своим прекрасным «Синим морем, белым пароходом». Чуть позже потряс Валентин Распутин «Деньгами для Марии». Свой путь торил выдающийся драматург Александр Вампилов. А рядом набирала силу молодая поросль – Станислав Китайский, Альберт Гурулёв, Евгений Суворов, Борис Лапин. В предперестроечные годы и в перестроечные стали проявлять озабоченность и тревогу наиболее прозорливые творцы Анатолий Байбородин и Ким Балков и каждый по-своему выразил свои чувства. Слышу фамилии Александра Лаптева и Владимира Карнаухова. Сколько же великолепных творцов слова дала земля иркутская! Но нет в этом списке писателя по фамилии Гимельштейн. Даже симпатизирующий всяким новаторам Интернет и тот ничем не мог мне помочь.

Публицист. Помню кричащие очерки Бориса Ротенфельда из зоны затопления Усть-Илимского водохранилища, или не менее кричащие о проблемах села Александра Любославского. Не всё воспринималось, но читалось. Произвело сильное впечатление публикация писателя Анатолия Шастина по поводу вырубленных елей в преддверии Нового года. А сегодня стараюсь не пропустить статьи Валентины Сидоренко. Многое они мне дают. Но где же Гимельштейн? Что же он создал в жанре публицистики? Ничего не нахожу, не вспоминаю.

Историк, краевед. В 70-е годы вышла книга журналиста Леонида Шинкарёва «Сибирь: откуда она пошла». Твёрдый переплёт, обложка чёрного цвета. Не всё воспринимаю, но труд огромный, информации много. А публикации Марка Сергеева о трагической судьбе Центросибири в годы гражданской войны! Памятны поиск и публикации историка И. Кузнецова, журналиста Л. Богданова о вкладе иркутян на фронтах и в тылу в период Великой Отечественной войны. Но и в этом жанре что-то не проявил себя А. Гимельштейн.

Журналист. Что же интересного, яркого оставил наш герой на страницах издаваемой им «Восточно-Сибирской правды»? Ничего в памяти о том времени не осталось.

Как-то неуютно становится от всего этого. Средства массовой информации должны нас информировать, просвещать, помогать разобраться в той или иной ситуации, а что мы получаем порою? Нам рисуют человека разностороннего в духовном плане, но куда ни бросишь взор, – повсюду нули. Какой-то пустой колос среди богатой нивы. Так стоит ли плакаться по поводу того, что его с корнем вырвали из нашей духовной сферы?

Геннадий ФЁДОРОВ
«Приангарье», № 31, 2016
общество, культура, либерализм

3 не понравилось

Добавить комментарий
Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
Опрос посетителей
САЙТЫ
Личный кабинет
#########