Новости KPRF.RU
В.И. Кашин принял участие в расширенном заседании в Национальном Центре Управления в кризисных ситуациях МЧС России


Заместитель Председателя ЦК КПРФ, Председатель Комитета Государственной Думы по аграрным ...

В Армении состоялся выход первого в этом году выпуска газеты «Коммунист Армении»


Как бы не умалялась роль газеты в современном мире, она продолжает оставаться наиболее ...

К.К. Тайсаев принял участие в заседании МПА СНГ


18 апреля 2024 г. Секретарь ЦК КПРФ, Первый заместитель Председателя Центрального Совета ...

Мария Дробот приняла участие в подписании соглашения о взаимодействии КПРФ с ячейкой «Рабочей ассоциации» (МПРА) в Пермском крае


В Пермском краевом комитете КПРФ состоялось подписание соглашения о взаимодействии между ...

Ольга Алимова встретилась с мэром города Саратова Ладой Мокроусовой


Обсудили вопросы ремонта внутридворовых территорий. Конечно, перечень адресов и ...

Архивы публикаций
«    Апрель 2024    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930 

Патриотическое воспитание – вчера, сегодня, завтра

В современном мире, в условиях высоких технологий и процессов глобализации, на человека постоянное воздействие оказывает огромное количество социальных источников. И, к глубокому сожалению, это зачастую носит далеко не положительный характер. Что уже говорить, когда это воздействие обрушивается на неокрепшую духовно юную душу. В современной России мы наблюдаем ситуацию, когда среди молодежи происходит девальвация духовных ценностей, до минимума сведено воспитательное воздействие историко-культурных ценностей, искусства и образования как ключевых факторов формирования гражданственности и патриотизма у подрастающего поколения.

Патриотическое воспитание – вчера, сегодня, завтра

К чему может привести недооценка патриотизма, как одной из важнейших составляющих общественного сознания? Такая позиция ведет ни к чему иному, как к ослаблению духовных, культурных, социально-экономических основ развития и существования общества и государства в целом. Это и определяет ключевую роль именно патриотического воспитания в единой воспитательной системе современной России.

На протяжении веков русское национальное самосознание было связано с традициями православной культуры и заключалось в готовности отказаться от себя и пожертвовать всем ради блага Отечества. Бесчисленное количество общественных и государственных деятелей, таких как С.Н. Глинка, А.И. Тургенев призывали в своем творчестве «положить жизнь за Отечество». Недаром Петр I перед Полтавской битвой обратился к русским воинам со словами: «Вот пришел час, который решает судьбу Отечества! И так не должны вы помышлять, что сражаетесь за Петра, но за государство, Петру врученное, за род свой, за Отечество… А о Петре ведайте, что ему жизнь не дорога, только бы жила Россия в блаженстве и славе, для благосостояния вашего…»

В советском государстве не были утрачены вековые традиции русского общества. Советский человек воспитывался так же – на идеалах любви к Отечеству, самопожертвовании своими интересами ради блага общества. Ведь еще Марксом было определено, что коммунизм означает самопожертвование. Иосиф Виссарионович Сталин, обращаясь к народу 3 июля 1941 года, говорит о том же: «Товарищи! Граждане! Братья и сестры! Бойцы нашей армии и флота! К вам обращаюсь, друзья мои! Что требуется для того, чтобы ликвидировать опасность, нависшую над нашей Родиной, и какие меры нужно принять для того, чтобы разгромить врага? Прежде всего необходимо, чтобы наши люди, советские люди, поняли всю глубину опасности, которая угрожает нашей стране, и отрешились от благодушия, от беспечности, от настроений мирного строительства, вполне понятных в мирное время, но пагубных в настоящее время… Дело идет, таким образом, о жизни и смерти народов СССР. О том – быть народам Советского Союза свободными или впасть в порабощение…» И народ откликнулся. Мы знаем огромное количество примеров героизма и мужества, самопожертвования, не имеющих аналогов в истории, когда все без исключения советские люди, от мала до велика, не щадя себя боролись с врагом.

А в чем секрет?

Никакого секрета нет. Все дело в сущности созданного советского государства. В силу формирования новых государственных признаков, в советское время Отечество стало определяться, прежде всего, как социалистическое. Здесь, прежде всего, необходимо опираться на трактовку патриотизма, данную В.И. Лениным: «Патриотизм есть любовь к Родине, одно из самых глубоких чувств, закрепленных веками и тысячелетиями обособленных отечеств». В статье «О национальной гордости великороссов» Ленин дает определение пролетарского патриотизма: «Чуждо ли нам, сознательным великорусским пролетариям, чувство национальной гордости? Конечно нет! Мы любим свой язык, свою Родину, мы больше всего работаем над тем, чтобы ее трудящиеся массы (т.е. 9/10 ее населения) поднять до сознательной жизни демократов и социалистов».

Большевики, создавая новое государство, не отвернулись от богатейшего прошлого нашего Отечества, смогли сберечь все лучшее, дать понятную всем идеологию и создать новый тип человека в истории – советского. Г.К. Жуков, в своих воспоминаниях о сражении за Москву, отмечал: «Не грязь и морозы остановили гитлеровские войска после их прорыва к Вязьме и выхода на подступы к столице. Не погода, а люди, советские люди! Это были особые, незабываемые дни, когда единое для всего советского народа стремление отстоять Родину и величайший патриотизм поднимали людей на подвиг». Было бы это возможным без тех скреп, которые сохранили и приумножили большевики, придя к власти в 1917 году? Ответ однозначный – конечно же нет!

Наполнение и идейная направленность патриотизма определяются, в первую очередь, духовно-нравственным состоянием общества, его историческими корнями, питающими общественную жизнь поколений. Когда колесо истории совершает очередной виток и происходит резкий поворот исторического процесса, роль и значимость патриотизма резко возрастают, так как это сопровождается повышенным напряжением сил всех граждан общества (это касается войн, стихийных бедствий, революционных потрясений, кризисов, борьбы за власть и др.).

Дореволюционный патриотизм был замешан на Русской идее, в основе которой было мессианство, т.е. быть главной, едва ли не единственной носительницей христианских ценностей, а с уходом в прошлое Византии – и православной государственности в принципе. Веками усилия этой государственности были нацелены на самосохранение русского народа, эволюцию его национального самосознания и наивысшего проявления патриотических чувств. С геополитической точки зрения, с расширением границ Русского государства и присоединением к нему новых народов, происходит естественная трансформация Русской идеи в Российскую. Так вышло, что более отсталые народы, получая от русской нации различную помощь (экономическую, военную, культурную) стали относится к России как к собственной исторической Родине. Бесспорен факт, что Россия никогда не была колониальным государством и не подавляла другие народы и их культуру. И все благодаря Русской идее, которая стала общей для огромного числа наций и народностей, составлявших Российскую империю. Потом были западники и славянофилы, но основа осталась та же – Русская идея.

Что такое был советский патриотизм? Это был тот же государственный патриотизм с воспитанием чувства любви к государству, воспитанием понимания особой роли государства в существовании нашего общества. Это было воспитание чувства осознания патриотического долга не только собственного народа, но всего большого массива дружественных, союзных наций и народностей. И недаром в Великую Отечественную войну, на полях сражений не было никакой в сущности разницы, кто ты – русский, украинец, казах. Все ощущали себя единым советским народом. И что мы имеем теперь? Попытки преподнести патриотизм как национальную идею. При этом полностью подрублены корни, на которых стояло и было сильным наше государство. И имеем то, что имеем – некогда единое государство распалось как карточный домик, нации, прежде считавшие себя единой семьей с русской нацией, теперь считают Россию главным врагом.

В целях патриотического воспитания в СССР создается система октябрята-пионеры-комсомольцы, где четко прослеживалась преемственность всех возрастов. Октябрятами становились дети младшего школьного возраста. Детей готовили к дальнейшему вступлению в пионерскую, а затем и в комсомольскую организацию. В первую очередь пионерами становились отличники и активисты, затем остальные дети. Не брали в пионеры очень редко, обычно только отпетых хулиганов. Но даже отпетый хулиган, исправившись, мог впоследствии стать пионером. И система работала, самое главное сплачивала детское сообщество на принципах дружбы, взаимопомощи, самоотдачи. И это было возможно благодаря идеологии, целостной системе духовно-нравственного и патриотического воспитания. Не декларативных заявлений, по принципу «национальная идея — это патриотизм», что само по себе звучит абсурдно. А реальной системе воспитательной работы в школе.

На сегодняшний день в патриотическом воспитании существуют проблемы, носящие глубоко укоренившийся системный характер:

- нормативно-правовые (нет четкого законодательного закрепления, что понимать под патриотизмом, воспитательным пространством; отказавшись в свое время от идеологии, взамен ничего не дали);

- организационные (нет системного, постоянного механизма координации деятельности, нет единого органа управления);

- финансовые (практически отсутствуют механизмы финансирования патриотического воспитания, а те средства, которые выделяются, расходуются крайне неэффективно, для создания видимости работы);

- материально-технические (это касается и всего обеспечения школы, воспитательной системы – крайне низкий уровень обеспеченности школ современными информационно-коммуникационными технологиями);

- структурные (отсутствие должного внимания со стороны государства к негосударственным организациям, занимающихся вопросами патриотического воспитания);

- научно-методические (многие задачи по научно-методическому обеспечению патриотического воспитания до сих пор не решены).

Следует подчеркнуть, что корень всех проблем кроется в отсутствии сбалансированного, комплексного похода к решению задач патриотического воспитания. Мы можем признать, что единая, целостная система патриотического воспитания до сих пор так и не создана. В обществе продолжает существовать идеологический вакуум, происходит девальвация духовных ценностей, деградация общественного сознания.

Очень хочется надеяться, что на государственном уровне придут наконец к пониманию важности этого вопроса. Общество как никогда остро нуждается в системе патриотического воспитания. Очень важно не отбрасывать богатейший опыт советского периода в этом направлении. Мы должны наконец понять, что в идеологии нет ничего предосудительного, понять, зачем нам внедрили в головы, что идеология — это зло. Идеология, это идея, а идея способна объединить, сплотить, мобилизовать общественное сознание на пути гармоничного развития общества и государства.

Проблеме духовно-нравственного воспитания подрастающего поколения посвящена деятельность общероссийской общественной организации «ДОСТОЯНИЕ ОТЧЕСТВА», инициаторами создания которой выступил преподаватель истории Листвянской СОШ из г. Иркутска Раддац Ю.А. и замечательный учитель русского языка и литературы ГБОУ СОШ № 17 г. Севастополя Ошкадёрова О.А., искренне болеющая за интересы подрастающего поколения. Результатом стало соглашение о долгосрочном сотрудничестве между двумя школами. Выбор Севастополя не был случайным – это один из городов-героев, имеющий богатейшую историческую память. Также Севастополь и Иркутск имеют исторические связи. Мы можем с уверенностью констатировать тот факт, что наша организация уверенно идет по пути реализации тех приоритетов и задач, которые продиктованы нам вызовами современности в области образования в XXI веке.

И вот уже наши школы провели два совместных интерактивных мероприятия. Красной нитью здесь проходят вопросы духовно-нравственного и гражданско-патриотического воспитания. Первое мероприятие было посвящено Дню Победы, второе мероприятие было посвящено 100-летию со дня рождения Константина Михайловича Симонова. К сожалению, в силу энергетической блокады Крыма, мы не смогли провести второе мероприятие в срок – 28 ноября. Но мы не отменили его, а лишь отложили. С большим энтузиазмом дети на протяжении полутора месяцев репетировали, и даже перенос мероприятия не сказался на их уверенности в необходимости проведения. Дети ждали встречи с товарищами из Севастополя. Каково же было мое и их изумление, когда в последние две недели администрация Листвянской СОШ сначала полностью запретила нам проводить репетиции. Объяснялось это все тем, причем это мне рассказали дети, что якобы я снимаю детей на репетиции и ничего там мы не делаем. Самым большим потрясением для меня как организатора было услышать от директора школы слова: «А мне плевать на ваше мероприятие». Вот таково отношение людей, представляющих власть, к патриотическому воспитанию – ведь это все происходит на глазах у детей.

Дальше у нас родилась идея организовать Всероссийские историко-культурные чтения для школьников и педагогов (научная конференция, проводимая в режиме реального времени посредством сети Интернет). Первая конференция, хоть и при малом числе участников, но вызвала большой интерес. А дальше мы столкнулись все с теми же проблемами – никакого желания замечать нашу работу со стороны органов власти, и уже тем более никакой помощи в организации и проведении.

Мы имеем надежду на то, что наша деятельность все же получит одобрение из высоких кабинетов, и Всероссийские историко-культурные чтения продолжат свою работу, а там и другие идеи появятся.

Юрий РАДДАЦ, преподаватель Иркутского колледжа автомобильного транспорта и дорожного строительства, аспирант Байкальского государственного университета, член КПРФ (г. Иркутск)
образование, общество, идеология, молодёжь, чиновники, патриотизм

0 не понравилось

Добавить комментарий
Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
Опрос посетителей
САЙТЫ
Личный кабинет
#########